Происшествия

Самые смертельные речные катастрофы в истории

Казалось бы, чем может грозить путешествие по реке, где до берега можно добраться вплавь, не бывает крупных волн, акул и пиратов, к тому же всегда доступна питьевая вода?

Но история хранит  примеры речных катастроф, которые по масштабу сопоставимы с самыми знаменитыми морскими авариями, а иногда превосходят их.  Например, почти до конца ХХ века рекорд по количеству погибших во время кораблекрушения принадлежал не легендарному трансатлантический «Титанику», а американскому речному пароходу «Султанша». Сегодня мы расскажем о том, что погубило «Султаншу», а также о других самых известных катастрофах речных судов.

«Султанша», США

Фото: wikipedia

«Султанша» в свое время был одним из самых больших и роскошных колесных пароходов. Деревянное судно спустили в разгар Гражданской войны в Америке в 1863 году. Оно было рассчитано на перевозку около 700 пассажиров и членов экипажа. 27 апреля 1865 года, за несколько месяцев до окончания войны, «Султанша» отправилась вверх по Миссисипи с 70 пассажирами и 85 членами экипажа. По дороге капитан теплохода получил приказ взять на борт более 2 тысяч освобожденных из плена северян. Ослушаться капитан Мэссон не мог, и в итоге на его борту оказалось 2 тысячи 394 человека — в три с лишним раза больше допустимого.

Солдаты заполнили собой все углы парохода – палубу, коридоры, трапы и даже часть котельной. Паровые котлы работали на пределе. Около 3 часов утра, когда все спали, один котел не выдержал и взорвался. Надломленные взрывной волной палубы рухнули под тяжестью спавших людей.  Большинство из них погибли в считанные минуты. Участь выживших после взрыва была не менее страшной. Возникший пожар очень быстро распространился по всему деревянному судну. «Султанша» превратилась в исполинский костер, двигающийся вверх по реке: оставшийся котел продолжал вырабатывать пар, который двигал гребные колеса.  Ледяная вода и быстрое течение губило тех, кто рискнул прыгнуть за борт пылающего парохода. Катастрофа произошла недалеко от Мемфиса, и благодаря этому жертв оказалось меньше, чем могло быть. Сразу погибли 1653 человека, более семидесяти скончались от ран и травм позже, спаслись 741 человек. Это кораблекрушение по числу жертв в мирное время держало пальму первенства среди речного и морского транспорта до 1987 года, когда на Филиппинах затонул паром «Донья Пас» с более чем 4,3 тысячами жертв.

«Принцесса Алиса», Англия

Фото: Mary Evans Picture Library

Кораблекрушение парохода «Принцесса Алиса» вошло в историю под названием «Великая Темзенская трагедия». Оно произошло 3 сентября 1878 года в окрестностях Лондона. Это был прогулочный рейс, который в по-летнему теплый и солнечный выходной день собрал до тысячи пассажиров (точная цифра неизвестна до сих пор). В основном пассажирами парохода были семьи с детьми и пожилые пары. На обратном пути, когда уставшие лондонцы отдыхали в своих каютах, в правый борт «Принцессы» врезался углевоз «Замок Байвелл», который весил втрое больше, чем пароход. Суд, который два месяца после аварии разбирал этот случай, так и не смог назвать виновных в трагедии. Предполагается, что капитаны обоих плавсредств совершили ошибку. Как бы там ни было, но грузовой корабль серьезно не пострадал, а пассажирский пароход буквально разорвало пополам. Пассажиры, которые были в каютах, оказались в ловушке и ушли на дно вместе с обломками «Принцессы Анны». Из тех, кто после столкновения оказался в воде, мало кто умел плавать. Ситуацию усугублял ужасный факт: неподалеку от места катастрофы Лондон сбрасывал в Темзу нечистоты, и вода буквально пузырилась от канализационных стоков. По свидетельству очевидцев, смрад был таким, что выворачивало даже видавших виды лодочников.  Всего живыми извлекли из воды около 130 человек. Некоторые из них умерли в течение следующих нескольких дней — главным образом из-за отравления фекалиями. В целом погибли не меньше 650 человек, тела которых Темза выбрасывала на берег до конца месяца.

Еще несколько лет после аварии в британском парламенте обсуждали, какие уроки следует извлечь из трагедии. Усовершенствование канализационной системы, введение аварийной световой сигнализации на судах по всему миру, строительство нового дока, который помог разделить крупнотоннажные корабли и мелкие суда, — все это стало результатом трагедии.

«Генерал Слокам», США

Фото: wikipedia

Американский пассажирский пароход «Генерал Слокам» был построен в 1891 году.  Все 13 лет своего существования он ходил экскурсионными маршрутами вокруг Нью-Йорка. С первого спуска на воду «Генерал Слокам» буквально преследовали несчастья: всего через три месяца эксплуатации он сел на мель. Ряд инцидентов произошел в течение одного лишь 1894 года. Сначала судно с почти пятью тысячами пассажиров на борту (это в два раза больше максимальной вместимости!) налетело на бар (песчаная подводная отмель в устье реки. — Ред.) с такой силой, что его электрогенератор вышел из строя. Спустя месяц пароход снова сел на мель, а осенью столкнулся с буксиром. До роковой аварии в июне 1904 года пароход еще несколько раз садился на мель, подвергся попытке угона группой анархистов и столкнулся с пароходом «Амелия». Все эти инциденты обходились без жертв, но во время своего последнего плавания корабль забрал 1021 жизнь (всего на борту было 1418 человек, включая 30 членов экипажа). В основном это были женщины и дети: в будний день мужчины не могли позволить себе экскурсию, среди пассажиров их оказалось меньше сотни. Катастрофа произошла, когда «Генерал Слокам» поднимался по реке Ист-Ривер в сторону пролива Лонг-Айленд.  Все началось с небольшого пожара в заполненной соломой коморке, вызванного окурком или спичкой. Огню потребовалось всего 30 минут, чтобы полностью уничтожить деревянный пароход, недавно покрашенный обычной масляной краской. Пассажиры пытались спустить на воду шлюпки, но они были намертво прикручены толстой проволокой. Спасательные жилеты рассыпались в руках – за 13 лет никто не проводил ревизию, ткань и пробка просто истлели. Все это время пылающее судно с кричащими пассажирами продолжало нестись по воде на всех парах… Капитан «Слокама» Ван-Шайк в аварии выжил, был признан виновным в многочисленных нарушениях и получил 10 лет тюремного заключения. Из них он отсидел меньше половины и умер на собственной ферме в возрасте 90 лет. Гибель «Генерала Слокама» оставалась наиболее смертоносной катастрофой в Нью-Йорке вплоть до атак 11 сентября 2001 года.

Читайте также:

Обнаружен затонувший корабль на рекордной глубине

Древнейший затонувший корабль обнаружили в Черном море

Археологи воссоздали корабль контрабандистов, затонувший в XVII веке

 

 

Вокруг Света

Recent Posts

5 мифов про туристическую страховку в 2024 году

Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…

2 недели ago

Что делает Фраголино таким особенным и любимым

В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…

1 месяц ago

Туризм ради игры: топ городов для игры в казино

Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…

2 месяца ago

Фриспины казино Vbet

Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…

3 месяца ago

Все, что нужно знать о кальвадосе

В романе «Триумфальная арка» Ремарк называет кальвадос «напитком грез». В действительности это разновидность яблочного (реже…

3 месяца ago

Страхование на авто в Польше: какие штрафы предусмотрены за просрочку и отсутствие полиса

Страхование автотранспорта является обязательным в Польше. Чтобы иметь право управлять транспортным средством, у каждого водителя…

5 месяцев ago