Бугорчатая черепаха (или террапин) прошла долгий путь от абсолютной безвестности к невероятной популярности, от практической недоступности и почти до полного исчезновения. С середины XIX века до 70-х годов прошлого века она значилась в меню как морепродукт.
Во все времена морепродукты отлично демонстрировали модные тенденции ресторанов. Так, 150 лет назад лобстер считался «мусорной рыбой», из него готовили дешевые блюда для заключенных и детей в приютах. Сегодня же он является одной из самых дорогих позиций.
Исследователи выяснили, что цена на северную бугорчатую черепаху выросла почти на 1000 %. С ростом популярности она невероятно быстро пришла к почти полному коммерческому исчезновению.
«То же самое случилось с морским ушком на Западном побережье, — объясняет Гленн А. Джонс, профессор Техасского университета A&M в Галвестоне. — Будучи изначально блюдом, до которого никому не было дела, он постепенно стал одним из самых дорогих в меню. Но бугорчатая черепаха — особый случай. Ее история растянулась на 125 лет, и на своем пике она стала обязательным пунктом в меню восточных ресторанов: блюдом «террапин по-мэрилендски», похожим на жаркое. Она и стоила в три раза дороже лобстера или рыбы-меча сегодня с учетом инфляции».
Джонс и студент доктората Рейвен Уокер говорят, что популярность северной бугорчатой черепахи — идеальный пример «заметного потребления» (термин, закрепленный экономистом Торстейном Вебленом в 1899-м). Вкратце: теория гласит, что чем дороже предмет, тем популярнее он становится, цена на него может очень быстро вырасти до невероятных размеров.
«Какое-то время рыбные рынки дюжинами продавали северную бугорчатую черепаху, единственную солоноватоводную черепаху, обитающую вдоль Восточного побережья. В начале 1900-х ее продавали в розницу и заказать террапина по-мэрилендски стоило бы около 100 сегодняшних долларов, — говорит Джонс. — Цены обвалились около 1916-1917-х, к 1940 году спрос практически пропал, а к 1970-му черепаха и вовсе исчезла из меню. Сегодня о том, что эту черепаху ели или что она была одним из самых дорогих морских деликатесов за последние 150 лет, мало кто знает. Мы не видели ее в меню уже по крайней мере 40 лет».
«Литература в основном связывает спад террапинового рынка с сухим законом, так как в то время больше нельзя было достать херес, который был необходимым ингредиентом для приготовления жаркого. Тем не менее наши исследования показали, что спад начался до утверждения сухого закона в 1920 году, значит, изначальный спад рынка произошел по иным причинам, — рассказывает Уокер. — Мы выяснили, что это больше связано с Законом о контроле над продуктами и топливом 1917 года, который призывал менять привычки в еде и перенаправлял пищевые запасы на фронт во время Второй мировой. Это могло сильнее повлиять на включение черепахи в меню ресторанов и ее наличие на рынке, так как именно с тех пор «заметное потребление» осуждалось».
Уокер надеется использовать «заметное потребление», чтобы люди начали употреблять в пищу крылатку — инвазивный вид рыбы, вредящий экосистемам Карибских островов и Мексиканского залива.
По материалам Naked-science
Читайте также:
Черепаху с зелеными «волосами» признали исчезающим видом
10 тысяч исчезающих черепах нашли в жилом доме на Мадагаскаре
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…