Пятница, 5 января 2018
Лансароте – это не совсем райский уголок, каким привыкли рисовать в воображении Канарские острова. Здесь есть курорты, пляжи-море-шезлонги, но основная часть острова совсем не об этом. Здесь даже пальмы не растут, если к ним не подвести шланг c водой. Заросли кактусов – это максимум, что здесь можно увидеть.
Черная лава до самого горизонта или горы красно-бурого цвета – вот привычный пейзаж Лансероте.
Очень экзотично, конечно, но я бы, признаюсь, выбрала острова попроще, променяв кактусы на какое-нибудь миндальное дерево. Но Манрике, про которого я дальше расскажу, не думал, как я. Он любил свой остров и там, где все замечали только безжизненные пустоши, он видел что-то значительно большее.
Поэтому в 1960-х, уже состоявшись как художник, он променял весьма недурственную квартирку в Нью-Йорке на дом в пещере на родном Лансароте. В прямом смысле в пещере. Попросил у муниципалитета не пригодный ни для чего кусок земли в окрестностях столицы и построил там дом, который сейчас приезжают посмотреть 300 тысяч человек в год, – Fundacion Cesar Manrique. Без образования и какого-либо опыта в архитектуре или ландшафтном дизайне. Просто взял и построил.
Этот дом – уникальный пример того, как можно вписать жизнь человека в окружающую среду, не разрушив ее, а сделав красоту природы лишь более насыщенной и явной. Манрике старался максимально использовать то, что уже было создано до него, и, как ни странно, этот дом производит впечатление места, где можно жить гораздо комфортнее, чем во многих дворцах и замках.
Потом было еще много проектов. Например, Mirador del Rio. Это заброшенный военный объект, который Манрике превратил в смотровую площадку с совершенно космическим кафе и сувенирной лавкой.
Там, где была свалка, он разглядел идеальный концертный зал – прямо в пещере с подземным озером (Jameos del Agua). Какая там акустика! Днем здесь можно выпить чашечку кофе, а вечером – послушать джаз.
А на месте пустыря Манрике создал самый необычный сад из всех, в котором мне приходилось бывать, – Jardin de Cactus. Там выверен каждый сантиметр, по-моему.
Манрике сумел придумать и построить не просто красивые и коммерчески успешные туристические объекты – он создал целое направление в ландшафтном дизайне, основанное на гармонии с окружающей средой.
Это не всегда было просто, и его борьба с «неуместными зданиями» не увенчалась успехом – на Лансароте продолжают строить безликие многоэтажные коробки. Однако вы не найдете здесь ни единого рекламного щита, поскольку Манрике добился запрета на них. Он мечтал, чтобы Лансароте был островом со стилем и ему это во многом удалось.
И кто после этого скажет, что один в поле не воин?
Полина Ильченко – фотограф, путешественница, автор блога I Look and See.
«Фотография для меня – это не просто работа, это способ смотреть на мир. И здесь важно не только то, на что ты смотришь, но и то, что ты видишь».
Читайте также блог Полины о Стамбуле.