Португальцы в свое время много сделали для распространения католицизма в своей индийской колонии: даже через полвека после их ухода около 40% местных жителей являются католиками. Причем они весьма преданны своей вере и склонны активно демонстрировать это. В Гоа часто можно увидеть кресты и статуи Девы Марии возле домов, а также христианскую атрибутику на транспорте. Легко узнать о религиозной принадлежности гоанца и по имени и внешнему виду. Если вы общаетесь с индианкой по имени Мария/Тереза/Анна или индийцем Кевином/Крузом с фамилией на европейский манер, то перед вами наверняка католик. Кроме того, гоанские католички традиционной индийской одежде предпочитают европейские платья, а вместо синдура – красной полоски или точку в проборе волос – носят обручальные кольца.
Распространение католицизма (речь идет о XVI веке) стимулировалось кнутом и пряником. В 1542 году в Гоа появилась инквизиция и многих местных индуистов насильно обращали в новую религию, а браминов – служителей индуистских культов – преследовали. Показателен пример знатной местной семьи Десаи, которые еще до прихода португальцев владели землями в Гоа. Для того чтобы сохранить свою собственность и свое положение, они приняли католицизм и стали сотрудничать с колонистами. В дальнейшем они получили португальскую фамилию Браганза (как у тогдашних португальских монархов), а часть их роскошного дома является музеем.
Однако исконные индуистские традиции не могли не проникнуть в местный католицизм. Особенно заметен индуистский обычай вешать цветочные гирлянды на объекты поклонения и зажигать перед ними благовония. На большие христианские праздники кресты и статуи святых в церквях утопают в цветах. Поскольку для индийцев весьма характерен синкретизм, то в католических храмах порой ставят таблички с просьбой не путать католическое причастие с прасадом –пищей, освященной по индуистским ритуалам – и причащаться, только если исповедуешь католицизм.
В церквях в Гоа нередко можно увидеть молящимися не только христиан.
Традиционно в Индии паломники живут при храмах. Ежегодно в конце ноября индийские католики приезжают в Гоа, дабы поклониться мощам «апостола Востока» – так здесь называют святого Франциска Ксаверия, – с именем которого связано распространение католицизма в Гоа. Многие из паломников на неделю, а то и больше, поселяются во внутреннем дворе базилики Доброго Иисуса, где находятся мощи святого.
Выглядит это так: выходишь из церкви во внутренний двор, чтобы пройти к выходу, и видишь, что половина коридора в несколько метров в ширину занята людьми, которые тут же спят, общаются и едят. В этом проявляется еще одна характерная черта индийцев: они не видят ничего противоестественного в использовании святого места для естественных нужд человека, даже если оно является объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, как в этом случае.
Базилика находится в Старом Гоа, некогда бывшем столицей португальских владений в Индии с населением в 200 тысяч человек. Сегодня он скорее похож на музей под открытым небом, где на территории в пару квадратных километров находится два десятка церквей и музеев. За свой португальский колорит Старый Гоа был когда-то назван «Лиссабоном Востока».
Одним из самых знаковых храмов Старого Гоа, да и, пожалуй, всей Индии, является Собор святой Екатерины. Церковь считается самым крупным по площади христианским храмом Азии, а на ее строительство ушло около 90 лет. Церковь посвятили святой Екатерине Александрийской (которую, кстати, почитают и православные) по той причине, что в ее день в 1510 году португальцы одержали победу над мусульманами, которые до их прихода владели этой территорией.
Собор имеет всего одну башню, хотя изначально их было две: одна из них обвалилась еще два с половиной века назад. Стены внутри собора преимущественно белые, но в некоторых местах можно увидеть росписи, которыми они были покрыты изначально. Дело в том, что в 20-х годах XIX века в Старом Гоа прошла эпидемия чумы, город опустел и храмы некоторое время не использовались. А когда люди вернулись, то было решено покрыть стены известью, дабы эпидемия не повторилась. В наши дни были попытки очистить стены, но ЮНЕСКО попросило приостановить работы до лучших времен – пока не будут придуманы более эффективные способы, не наносящие вреда росписям.
Из церквей Старого Гоа можно выделить построенную итальянцами церковь святого Каэтана в виде уменьшенной копии собора святого Петра в Ватикане, примыкающую к собору святой Екатерины церковь Франциска Ассизского, а также руины собора святого Августина. Собор и монастырь при нем некогда были центром ордена августинцев в Индии. Однако в 30-х годах XIX века они впали в немилость у португальских правителей и деятельность ордена на территории колонии была запрещена и монахам-августинцам пришлось убраться из Гоа. Как ни удивительно, но до огромного здания их церкви никому не было дела и со временем оно разрушилось. На его месте возвышаются останки башни, а на руинах время от времени проводятся съемки индийских фильмов.
Евгений Подлесный с 2011 года работает и путешествует по Азии.
Особо трепетно относится к Индии.
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…