Популярность путешествий в Гималаи растет как булка в духовке. Наиболее популярный маршрут, конечно же, ведет к базовому лагерю Эвереста. Маршрут настолько популярен, что в некоторых местах образуются многочасовые пробки из туристов, шерпов, яков и лошадей. Сейчас прохождение маршрута предлагают множество туристических компаний, и в подавляющем количестве случаев турист-новичок не знает, что его ожидает. Информация компаний скудна, в лучшем случае все ограничивается расписанием переходов по дням. Совсем отсутствует информация о сложности и тяжести маршрута, или даже неправдива.
Постараюсь последовательно и подробно описать оба маршрута (прямой и через Гокио) к базовому лагерю и вершине Кала Патар, откуда открывается изумительный вид на Эверест.
Важно понимать – расстояние в горах измеряется часами и днями пути, но не километрами. Всего за 12-14 дней вы пройдете 100-120 км, не бог весть какое расстояние, если идти по равнине и на уровне моря. Но здесь в горах средняя скорость движения может составлять 1-2 километра в час. И горы очень быстро выбивают из головы недостаточно уважительное отношение к ним и к себе. Мысли — зачем я курил, зачем спортом мало занимался — посетят вас уже на второй день. В принципе, маршруты не очень тяжелы, но это и не легкая загородная прогулка. От вас потребуется мобилизация физических сил и ментальная концентрация, для некоторых на пределе возможностей.
День первый: Катманду – Лукла
Итак, мы прилетаем в Катманду. Небольшой аэропорт, совсем не обремененный архитектурными излишествами или суперсовременным видом. Приземлится можно. Пройти контроль тоже. В зависимости от того, каким образом был спланирован ночлег в Катманду, берете такси или вас встречают. В обоих случаях отвозят в район Тамель, где находится ваша гостиница. Во всех случаях вылет в Луклу (отправная точка пешего вояжа) произойдет на следующий день, или через день.
Не рекомендую поддаваться на уговоры турфирм и делать экскурсии по Катманду до прохождения маршрута. Если захотите посетить достопримечательности Катманду и его окрестностей, сделайте это с приятным послевкусием усталости от проделанной работы. Вы увидите все другими глазами. Горы и недостаток кислорода в течении нескольких дней обостряют восприятие и воспитывают чувства.
Тамель (район Катманду) ориентирован на прием и отправку туристов. Соответственно, сильно отличается от остального Катманду – по-азиатски многолюдного, пыльного и грязного. Не таким жестячным как Дели, но барышни с утонченным обонянием могут почувствовать себя неуютно. Хотя вид бродячих коров, роющихся в горах мусора наравне с бродячими собаками, меня привел в замешательство. Тамель – другое дело. Не Европа, но здесь достаточно чисто, есть вполне приличные рестораны, нормальные запахи. Райончик небольшой, так что особо не заблудитесь. В Тамеле все первые этажи заняты под магазины и лавки, где в основном продается туристическое снаряжение. Любое. Любых мировых брендов. Цена может быть в разы меньше той, которую мы привыкли видеть у себя в стране. Наверное, и подделки. Но очень высокого качества и потребительских свойств. Так что, если вы не успели обзавестись дома чем-то необходимым, или есть какие тайные желания – вперед. Можно даже приехать с пустым чемоданом и купить все здесь. Одна рекомендация — треккинговую обувь нужно купить в Киеве, дорогую и надежную. Обувь на маршруте для европейца как воздух – малейшее повреждение из-за некачественной или плохо подобранной обуви приведет к преждевременному появлению седых волос и неприятным решениям в плане прекращения треккинга.
Весь маршрут может составить более 100 километров и совсем, как вы понимаете, не по приятной проселочной дороге. Хотя многие шерпа носят свои грузы во вьетнамках и даже босиком. Но, как говорится: что непальцу хорошо — у европейца ноги отвалятся.
На обратном пути здесь же можно купить различные сувениры, в том числе национальный нож – кукри. Сумейте только отличить подделку от ножа из хорошей стали.
Если у вас будет местный гид, попросите его отвезти вас в другой район Катманду для покупки чего-нибудь совсем аутентичного.
Перед отправлением в горы обязательно купите карандашей, ручек, блокнотов. И не 2-3 штуки, а по паре десятков. В горах много детей, у родителей не всегда есть деньги на эти атрибуты школьной жизни. После таких мелких подарков дети с удовольствием вам будут позировать – сделаете отличные фотки. Более фотогеничных, открытых и непосредственных лиц я не встречал нигде в мире. И не забудьте конфеты.
День второй: перелет в Луклу
Подъем ранний — в 4 утра. Перелеты осуществляются только по утрам, после обеда погода не позволяет долететь до места назначения. Аэропорт внутренних авиалиний вас удивит и, отнюдь, не красотой и совершенством. Самолетики тоже. Вы на таких никогда не летали. Маленькие такие, прикольные. На 12-18 пассажиров. И пилоты за занавесочкой.
Регистрация на стойке не означает вылет по расписанию. Точно также посадка в аэропортовый автобус не значит скорый вылет. Полеты осуществляются по погодным условиям. И в автобусе можно просидеть пару часов. Могут и отменить рейсы. Правда в высокий сезон (апрель-май, октябрь-ноябрь) это случается крайне редко.
Полет интересный. Особенно, если сесть с левой стороны. При отсутствии облачности увидите заснеженные пики (возможно даже Божественную Мать), до которых потом будете идти неделю. Посадка еще более интересная. Лукла входит в пятерку самых опасных аэродромов мира. Расположен на высоте 2800 м. Полоса короткая, одной стороной упирается в гору, другая заканчивается вертикальным обрывом. Заход на посадку осложнен еще и тем, что осуществляется со стороны горной гряды, которая на километр выше полосы. Так, что сначала быстрое падение, потом посадка. Если пилот все верно рассчитал. Не буду пугать. Самолеты разбиваются здесь не часто. Раз в семь-восемь лет.
Сели. Короткий пробег и быстрая рулежка на паркинг, рассчитанный на 4 самолета. Поэтому они так и летают — четверками. Четыре прилетело, через полчаса четыре улетело. За полчаса разгрузка-высадка и загрузка-посадка пассажиров. Все очень быстро – погода может поменяться в мгновение ока.
Забираем багаж и нанимаем шерпов. Если ваше путешествие организует туристическая компания, то шерпов вам предоставят: одного на двоих. Не лучший вариант. При той стоимости, которую вы платите компании могли быть и персонального шерпа предоставить. Лучше нанимать самому. Еще до выгрузки багажа вы сможете договориться с шерпа, которых здесь множество (значительно больше, чем таксистов в Борисполе). В 2009 году наём шерпа стоил $3 в день, в 2013 – $6. Это стандартная такса за 20 (плюс-минус) килограмм груза. Однако шерпа могут нести значительно больше. Иногда до 100 кг. За дополнительную плату. В эти деньги входит и питание, и ночлег шерпа. Сейчас, наверное, дороже.
По окончанию путешествия шерпа ожидает чаевых. Поэтому он старается заботится о вас, как о близком друге. Особенно это заметно, когда вы организуете свое путешествие самостоятельно. Шерпа на маршруте уйдет вперед (они ходят намного быстрее), снимет комнату, вернется за вами, позаботится о вашем ужине и сделает еще много приятных мелочей. Не все такие, но многие. Чаевые, если вам понравилось, могут достигать и даже превышать оговоренную оплату. О жизни шерпа я уже писал.
Шерпа наняты, попить чайку и вперед. Сегодня еще два-два с половиной часа пути. Дорога все время вниз, можно считать тренировочно-адаптационным забегом. Общий спуск составит 200 метров. Легко. Заодно тропа проверит насколько правильно вы подобрали обувь для треккинга. Ночуем в деревне Phakding в лодже.
Об этом поподробнее. Лодж (lodge) – гостиница в гималайском стиле. Как правило, это каменный одно-двухэтажный дом с фанерными перегородками, формирующими отдельные комнаты (номера). В номере две отдельные кровати, пардон, нары с узким проходом между ними и местом для двух рюкзаков. На нарах матрац, постельное белье – ваш спальный мешок. Удобства на этаже, или чаще во дворе. Все очень аскетично, но вы же и не спать сюда едете. Практически в каждой лодже есть общий душ, где можно освежиться после трудного дня. Вам даже воду погреют за дополнительную плату. В Намче Базар (вторая ночевка) есть местные «пятизвездочные» лоджи с удобствами и душем в номере, но горячая вода и там по заказу. Так что, каждый вечер сможете чувствовать себя чистым европейцем. Но поверьте, после 4500 м, вам будет не до этого. Да и не нужно это, в Горак Шеп (около 5000 м) все пахнут одинаково.
Что фотографировать
Начинайте делать свой репортаж на выходе из аэропорта Катманду. В городе сможете поймать массу жанровых сценок. Будьте внимательны, не все непальцы любят, когда их фотографируют. У одних достаточно спросить разрешение, другие попросят денег за съемку, третьи агрессивно откажут. В Лукле, по прилету, фотографировать этот страшный аэродром не будет времени (обычно это делают перед отлетом). Фотографируйте детей (не забудьте о конфетках и карандашиках), шерпа, бабушек и другие фотогеничные объекты.
Сергей Тумасов,
украинский пейзажный фотограф, путешественник-экстремал
Читайте также:
Блог С.Тумасова Шерпа: горные помощники
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…