Как-то в марте я листал атлас мировых достопримечательностей и задержался на Румынии. На родине Дракулы, кроме исторических замков и лыжных трасс, есть природные парки, ущелья, а также два чуть ли не самых красивых и опасных серпантина Европы — Трансфагараш и Трансальпина. Я начал читать про эти места и выяснил, что по этим дорогам туристов не возят: слишком опасно. Но можно на месте арендовать машину, приехать на своем транспорте или привезти велосипед (не забывайте про специальное багажное место и соответствующую упаковку).
Так родилась идея мотопутешествия. Оставалось всего лишь получить права, научиться нормально водить (закончить курсы вождения, сдать экзамены, проехать тестовые 1000 км), купить мотоцикл (опираясь только на отзывы и форумы, обойти мотосалоны и посидеть на сотне подходящих по цене и потребностям, заказать, купить и оформить в ГАИ), подобрать удобную форму и кофры-сумки, купить ремкомплект и аптечку, оформить страховки и зеленую карту. Список рос, как снежный ком, но все еще выглядел выполнимым. Через полтора года все было готово.
Трассы, которые меня вдохновили, из-за снежных заносов закрыты 9-10 месяцев в году. Так что я запланировал поездку на июль-август. Лето – идеальное время для таких путешествий. Дождей мало, тепло, фрукты, всё цветёт. В Румынию приезжает много туристов из разных стран, поэтому на разных языках можно найти и форумы, и видео, и гео-метки, и рекомендации. Чаще всего нам встречались чехи, немцы и поляки. В туристических местах мотоциклов чуть меньше, чем машин, но ненамного.
Из Украины в Румынию можно добраться двумя способами. Я решил туда ехать по одесской трассе, и дальше через Измаил, а обратно – через Черновцы. Чтобы не спешить, подстраиваясь под чужие скорости, а спокойно передвигаться в комфортном темпе и останавливаться, когда захочется, я осознанно не искал компании других мотоциклистов.
Дорога из Киева довольно хорошая, поэтому до Одессы ехать можно на максимально допустимой скорости. А вот от поворота на Измаил она становится хуже, начинаются ямы и ремонты. Через 30 километров, мокрый от жары, заезжаю в придорожную палатку – она торчит среди плакатов «Продам гранит» и «Дом у моря. Дешево». Туалет — дыра в подсобке, ключ на кассе. За зеленым пластмассовым столиком потягивает квас велодедушка Марк. Лайкровые ретузы порваны в нескольких местах, на щеке шрам, сквозь дыру в перчатке вина царапина на руке, волосы всклокочены, ноги в пыли и засохшей глине. Он едет из родной Шотландии через всю Европу, и дальше – на восток. Марк хочет попасть в Книгу рекордов Гиннеса как самый возрастной кругосветчик. Ему 58 лет, знает, как сказать “куас”, “гривния”, “хорошье”, “бьез мьяса”.
Напоследок он дал мне совет — держаться подальше от трассы М-15 Одесса – Рени, это просто ад: каждые 10 километров в асфальте дыры, то песок, то щебень, постоянные пробки из фур.
Оказалось, все правда: я ехал 7 часов со средней скоростью в 30 км/ч, и несколько раз чуть не перевернулся: некоторые ямы были присыпаны сеном или прикрыты картонными листами.
В Румынии сразу становится легче: соблюдающие правила дорожного движения водители, нормальные дороги, хоть и платные, но на мотоциклы это не распространяется. Паркуюсь на ночевку в Галаце. Хозяин отеля, похожий на бандита из 90-х, говорит на англо-испано-румынском суржике, настойчиво советует пробовать местную кухню в пафосном совковом ресторане и везет нас туда. Меню на местном, но это не важно. Выбираю наугад, заказываю всего и много: суп-чорбу на квасе и чорбу из рубца на сливках, чесночные свиные колбаски карнаци, точитуру (мясо, тушеное в томатном соусе), мамалыгу, микс брынз и вина. Еда в Румынии своеобразная: ко всему подается ведро хлеба, гарнирные каши и пюре утопают в мясном жире, а фирменный салат – это крупно нарезанный огурец и помидор, выложенные полукругом. На десерт не хватило сил.
Утром – самое ожидаемое: Трансфэгэрашское шоссе. Сотня километров через горный массив Фэгэраш. Силами солдат и шести тысяч тонн динамита эту дорогу построили по приказу Чаушеску в 1970 – 1974 годах для военных нужд. Рядом ручьи и прозрачные озера, над дорогой нависают скалы и заросшие соснами горы. Путь опасный: случаются резкие обрывы, повороты на 180 градусов, пять тоннелей разной протяженности. Покрытие отличное, а вот остановиться и насладиться видами сложновато: однополосная дорога узкая, а места для парковки редки. Я взбираюсь все выше и выше. Перепад высот – 1600 метров, высшая точка – на отметке 2034.
Вот и самый фотографируемый серпантин. Каждые 300 метров поворот на 180 градусов, потом еще один, и еще. В 2009 по этой трассе летал на спорткаре ведущий автомобильного шоу Top Gear Джереми Кларксон – он назвал ее лучшей для езды для спортивных машинах. Я же сижу за рулем мотоцикла всего несколько месяцев – страшновато. Проговариваю про себя: “Расслабь руки, дыши ровнее, не отвлекайся”.
Внизу ждет хозяин очередного отеля, говорящий на румынском, немецком или французском, но никогда – на английском. С английским вообще у местных все сложно, даже в туристических местах. Зато он поет с забавным акцентом заученные на слух куплеты песни “Плот” Юрия Лозы. На ужин получаю очередную мамалыгу с мясом и разнотравные настойки и наливки.
Утро солнечное. Выдвигаюсь на Трансальпину. По карте от отеля до отеля предстоит проехать 300 км, но из-за отсутствия опыта на это расстояние уйдет около девяти часов с остановками. Дорога петляет по самым высоким Карпатам – тут еще больше мостов, дамб и резких поворотов. Некоторые карты говорят о том, что этой дорогой пользовались еще римские легионеры. На них она отмечена как “IV стратегический римский коридор”.
На мой взгляд, Трансальпина сложнее, длиннее, но и интереснее. Часть маршрута проходит по пикам, через стихийные рынки с местными поделками, домашними сырами и колбасами, грибами и ягодами. Присаживаюсь в местном кафе и наблюдаю, как два затянутых в кожу байкера кривятся над литровыми тарелками с молочным супом на потрохах.
После самой высокой точки, припорошенной снегом (2134 метра), попадаю в молочный туман – видно ближайшие метров десять. Туман сменяется дождем, асфальт – щебенкой, плетусь из последних сил.
Кажется все, самое сложное позади. Но весь север Румынии – это опять сплошной серпантин. Следующая остановка – отработанная соляная шахта Салина Турда: снаружи +35, внизу +15. От такого перепада, влажности и насыщенного солью воздуха начинает кружиться голова. На глубине 120 метров находится целый развлекательный центр с колесом обозрения, канатным парком, теннисными столами, игровыми площадками, амфитеатром, кафе, рестораном и даже церковью. В соседнем зале – маленький остров, вокруг которого можно поплавать на лодочке. Разработка на этом месте была начата в 1271 году, а закончилась в 1932-м. И только в 1992 году шахту переоборудовали и открыли для туристов.
Ещё было множество городов и городишек, замков, соборов и кофеен. Но время ограничено, пора поворачивать назад. Почти у самой границы с Украиной горы заканчиваются и начинаются лесистые холмы с деревянными срубами домов, дач и санаториев вдоль карьеров и свежих просек. В ближайшем лесочке собираю на ужин пакет лисичек и парочку белых.
Впереди последний пункт маршрута – ущелье Биказ. 8 километров дороги, петляющей вдоль ущелья между отвесных скал высотой до 500 метров. Звуковые сигналы запрещены: из-за множественных эхо-отражений может начаться камнепад. В некоторых местах ширина дорожного полотна – всего пара метров. Еще несколько стремительных поворотов и я в Сучаве, последнем крупном городе перед границей. В нем находится Тронная крепость, место коронации молдавских правителей, и Музей народной архитектуры, куда перевезли домики из разных уголков страны.
В придорожном кафе интригуют загадочным свежеприготовленным фирменным блюдом. Официант улыбается и ставит тарелку: “Вот ваш банош, приятного аппетита”. Несколько ветхих листочков петрушки украшают все ту же мамалыгу. Еще несколько ночей после этого она будет преследовать меня в страшных снах.
Вывод: длинное путешествие — это не поездка выходного дня, к нему нужно серьезно готовиться. А путешествовать на мотоцикле не просто: нужно быть более внимательным за рулем, на дороге двухколёсный транспорт виден хуже; следить за качеством покрытия, заранее задумываться об охраняемой парковке, делать ежечасные короткие остановки, чтобы размяться, и не закладывать на день огромный километраж — ведь всегда будет место, в котором захочется остановиться. Выделите на это время при планировании.
За две недели я проехал 3200 километров. Считай, получил орден стальной задницы. Но это определенно того стоило!
Читайте также блог Тараса Захарченко:
Эстетическая хирургия – одно из наиболее развивающихся направлений современной медицины. Актуальные методики и технологии дают…
Украина уверенно движется к развитию легального игорного бизнеса, привлекая внимание как местных предпринимателей, так и…
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…