В Торунь мы приехали поездом из Быдгощи, в которой остановились на несколько дней во время небольшого польського путешествия. Поезда в Польше прекрасные, ходят отменно и стоят приемлемо, поэтому путешествовать здесь поездом — одно удовольствие!
Вокзал красивый, из красного кирпича. Впрочем, на севере Польши очень много построек из красного кирпича. Многие города у меня ассоциируются с каким-нибудь цветом. И цвет Торуня — охряно-красный.
Доехали автобусом до центра города без приключений. И первым на своем пути встретили костел святой Катаржины (Екатерины). Из красного кирпича, конечно. Строился он в 1897 году, как гарнизонная церковь для солдат крепости Торунь, когда город еще входил в состав Пруссии. Первоначально храм был лютеранским и носил имя святого Иакова. В 1920-м собор стал католическим. Его башня самая высокая в Торуне — 86 метров. Костел красив снаружи, и нам, конечно, хочется заглянуть внутрь. Но он закрыт. Смотрим сквозь решетку. Убранство очень необычное, раньше с таким не доводилось встречаться. Надеемся, что, может, заскочим сюда еще разок, ближе к вечеру…
Ну что ж, идем знакомиться с городом. Он очаровывает буквально с первых шагов. И солнышко освещает дома, вопреки всем прогнозам.
В городе ощущается особая аура, теплая, светлая энергия, которая тебя обволакивает со всех сторон. Торуню повезло почти совсем не пострадать во время войны. Он не был разрушен и здесь — все настоящее и хорошо сохранившееся.
Торунь основали рыцари Тевтонского ордена в 1230 году. Они построили крепость и назвали ее Торон, в память об одноименной крепости в Палестине.
Очень быстро Торунь превратился в средневековый немецкий торговый центр. Вскоре здесь поселились монахи — францисканцы и доминиканцы. А в XIV веке город присоединился к Ганзейскому торговому союзу — крупному политическому и экономическому союзу торговых городов северо-западной Европы. Морские суда по Висле доходили до Торуня, что позволило городу стать серьезным конкурентом Гданьску.
После поражения тевтонцев в Тринадцатилетней войне, город переходит под управление Королевства Польского. На протяжении веков Торунь становится то немецким городом в составе Прусского королевства, то, по сути, французским — частью герцогства Варшавского, созданного Наполеоном. А потом снова немецким — после поражения Наполеона Венский конгресс в 1815 году подтвердил прусский суверенитет над городом. А потом снова польским — В 1919 году после Первой мировой войны по итогам Версальского договора Торунь, как столица Поморского воеводства, стал частью Польши.
Но это было еще не все. В 1939 году, сразу после нацистского вторжения в Польшу, Торунь был присоединен к нацистской Германии. А после освобождения в 1945 вновь стал польским. Благодаря такой непростой истории, город выглядит одновременно и польским, и немецким. И трудно сразу разобраться, чего здесь больше.
В Торуне много всевозможных скульптур. И первой мы познакомились с очаровательной торунской торговкой. Она сидит на лавочке на площади Нового Рынка у стен церкви Святой Троицы.
На нашем пути встречается еще одна жительница Торуня — Булочница. И здесь хороши детали — за подол очаровательной булочницы ухватилась маленькая собачка. Скульптура посвящена самой большой перкарне Торуня, которую открыл Густав Весе в 1751 году. Пекарня стала знаменитой благодаря выпечке пряников. О пряниках я еще расскажу чуть позже.
Булочница напомнила нам о том, что дело движется к полудню, а мы еще до сих пор не выпили по традиционной чашке кофе с вкусняшками в таком милом городе. Зашли в приглянувшуюся пекарню, набрали пирожных, кофе и мороженого. Ох, как же я люблю такие мгновения в путешествиях!
После кофе опять двинулись в сторону Старого Рынка, но до площади снова не дошли, потому что свернули на одну из боковых улочек — Пшедзамче. Что-то нас просто потянуло на нее. И там оказался дракон. Такой маленький, няшный-преняшный, из цветной керамики.
Согласно легендам, торуньский дракон действительно существовал в XVI веке. Он был главным польским драконом, воровал девиц и пожирал крупный рогатый скот. 13 июня 1746 года плотник Иоганн Георг Хиероними видел дракона, летевшего в направлении Гданьска. В начале июля того же года Катарина Сторчин, жена простого солдата, увидела дракона, летевшего из Старого в Новый город, над улицей Широкая. По официальным записям тех лет, дракон имел два метра в длину, четыре ноги и крылья, как у летучей мыши. Но глядя на милую морду керамического дракона, трудно представить, что он кого-то там пожирал… Кажется, что дракон вот-вот начнет тереться о ноги и замурлычет.
Мы не стали возвращаться, а пошли по улице, куда глаза глядят. Бывает, сворачивать с общепринятых маршрутов — очень правильное решение. Впереди оказались одни из сохранившихся торуньских ворот. Торунь обладал мощными укреплениями, он был обнесен со всех сторон высокой стеной с многочисленными башнями и воротами. До наших дней лишь частично сохранились стены, несколько башен и трое ворот: Мостовые, Монастырские и Моряцкие.
Мы вышли на набережную Вислы. Как же там было хорошо! Просторно, солнечно, почти безлюдно… И хотя воздух слегка морозный, но в воздухе уже определенно пахнет весной. И это будоражит, пожалуй, сильнее всего…
Отсюда хорошо видны Мостовые ворота, построенные на берегу Вислы в XIII веке. Они возводились в готическом стиле вместе со стенами.
Напротив Мостовых ворот в давние времена был мост через Вислу, построенный в 1500 году. Собственно, поэтому ворота и стали называться Мостовыми, а до этого именовались Паромными. Хотя деревянная конструкция моста часто разрушалась во время весенних половодий и различных войн, он служил городу и его жителям до второй половины XIX века.
Течение здесь очень быстрое. Льда на реке нет, но, то тут, то там вода несет льдины, на которых, как на палубе лайнера, путешествуют чайки. Чудесно здесь, уходить не хочется. Но свежий ветерок от ледяной реки настойчиво напоминает, что, не смотря на яркое солнышко, все-таки зима…
Уходим с набережной через Мостовые ворота и вновь окунаемся в атмосферу уютных старых улочек. …То тут, то там, на стенах и в окнах домов можно заметить всевозможные фигурки. Это — жители старого Торуня. Они есть и в других местах города. Нужно только внимательно смотреть по сторонам. Думаю, детям было бы интересно их искать. Примерно, как гномов во Вроцлаве.
Вот, наконец, площадь Старый Рынок с Ратушей в центре и памятником Копернику перед ней. Почему Копернику? Потому что он родился именно здесь, в Торуне.
У одного из углов площади стоит грустный бронзовый ослик. И это не просто скульптура. С XV-го до XIX-го века на Рыночной площади рядом с Ратушей стоял традиционный позорный столб в виде колонны, служивший местом наказания для провинившихся горожан. В XVII веке на этой же площади был установлен деревянный осел с высоким жестяным гребнем на спине. На радость местной публике на него сажали провинившихся торуньских солдат, к ногам которых привязывали свинцовый груз для усиления боли.
Оригинальный ослик простоял до 1797 года. Новый бронзовый ослик был установлен в 2007 году в память о том самом деревянном осле. Говорят, что туристы любят фотографироваться на нем верхом. Мы как-то не рискнули — спина-то у ослика не слишком удобная…
На Рыночной площади есть и другие памятники. Вот, например, сидит крошечный песик с котелком в зубах. Зовут малыша Филюс. Это памятник известному польскому карикатуристу Збигневу Ленгрену. На протяжении пятнадцати лет его рассказы в картинках пользовались огромным успехом и публиковались в журнале «Пшекруй» («Przekrój») . Героями комиксов были профессор Филютек и его пёс Филюс… За серию рисованных рассказиков о профессоре Филютеке Ленгрен даже получил награду — стал кавалером «Ордена улыбки».
И еще один памятник стоит на Рыночной площади. Точнее, это даже не памятник, а фонтан. Скульптура Плотогона была поставлена здесь в 1914 году: юноша играет на скрипке, а вокруг сидят семь лягушек и зачарованно на него смотрят. Конечно, как и у всякой уважающей себя городской скульптуры, у Плотогона тоже есть своя легенда. Она немного похожа на легенду о крысолове. Помните — крысы и волшебная дудочка. Здесь же — скрипка и жабы. Горожане никак не могли избавиться от нашествия жаб. А юноша с помощью чарующих звуков скрипки смог вывести их за городские стены.
Заглянули во внутренний дворик Ратуши. Здесь тоже есть свои «жители».
Мы позже еще вернемся в Ратушу, а пока обходим Рыночную площадь, любуясь архитектурой… В Торуне, как и в Гданьске, тоже есть свой Двор Артуса.
Звездный дом, наверное, одно из самых красивых строений Старого Рынка. Первый его этаж возводили еще в XIII веке, второй — в XVI. Фасад дома украшает позолоченная звезда — отсюда и название.
Пряники — один из главных символов Торуня. Говорят, их начали печь здесь еще в далеком 1380 году. Польский историк Ян Длугош так определил три лучших вещи в Польше: девушки из Кракова, башмаки из Гданьска и пряники из Торуня. И если о двух первых «вещах» сейчас можно поспорить, относительно пряников нет никаких сомнений.
Почему именно пряники стали главной выпечкой Торуня? Возможно, потому, что город лежал на торговом пути, и здесь легко можно было достать всяческие заморские пряности и специи — корицу, кардамон, гвоздику, мускатный орех. Пряник — он же от слова «пряность»… Рецепты пряничного теста пекари хранили в секрете, но известно, что готовилось (да и сейчас готовится) оно несколько месяцев. Мне ужасно хотелось заглянуть в Музей пряника, который есть в Торуне, но, увы, нельзя объять необъятное. Одни день для Торуня — слишком мало. Если соберетесь сюда приехать, отводите на город пару дней.
Самая известная сладкая выпечка Торуня называется «катажинка». Это маленькие прянички, покрытые шоколадной глазурью. С «катаржинками» связано немало легенд, и в каждой фигурирует девушка по имени Катерина (Katarzyna). По одним преданиям, так звали дочку местного мельника. Панна дружила с пчелами, снабжавшими ее самым сладким медом. Так что к приезду в город короля она испекла необыкновенно вкусные пряники. В других рассказах Катерина — своенравная красавица, а пряники, названные в ее честь, испек влюбленный в гордячку пекарь.
Но есть и еще одна легенда. В XIV веке в городе началась эпидемия холеры, а вместе с ней и голод. Перед монастырем бенедиктинок, расположенном за городскими стенами, собирались толпы изможденных горожан. Монахиня Катаржина потеряла покой и сон, не видя ни малейшей возможности накормить такое количество голодающих. Но помог ей в этом появившийся однажды ночью мышиный король Косистрах — он препроводил ее в монастырские подземелья. В сумрачных помещениях стояли огромные бочки с тестом. Сестра Катажина тут же приступила к выпеканию из него пряников. Их было изготовлено столько, что стало возможным накормить всех страждущих и спасти их тем самым от голодной смерти. А пряники стали называть «катажинками».
В стоимость билета входит подъем на башню и осмотр самой Ратуши. Сначала — на башню!
Какой же чудесный все-таки город! И не рассказывайте мне, что «в Польше нечего делать».
Древняя готическая Ратуша когда-то считалась самой большой и самой красивой в Северной Европе. Сейчас в ней расположился краеведческий музей, основанный в 1861 году. Первый этаж — красивая готическая галерея с разными интересными штуками — старинными картинами и скульптурами, предметами утвари, оружием, вывесками, монетами, книгами, витражами.
Жители Торуня считают свою Ратушу гигантским календарем. Четыре стороны Ратуши — это четыре времени года, башня с часами — год, 12 больших залов и 52 комнаты внутри Ратуши — соответственно, 12 месяцев и 52 недели в году. И даже количество дней соблюдено точно — говорят, что в Ратуше всего 366 окон, одно из которых открывается только в високосные годы. Не знаю, правда ли это — окна в Ратуше мы не пересчитывали. А вот что касается залов — они просто великолепны!
Во время нашей прогулки по Ратуше, здесь устраивалось какое-то мероприятие — прием и концерт. И, что самое интересное, никто не просил посетителей покинуть помещение. Мы спокойно осматривали залы, пока на столы расставляли бокалы с шампанским, и пожилые дамы в вечерних туалетах занимали свои места…
В Ратуше собрана отличная коллекция картин польских художников. Залы очень здорово оформлены — цветовая гамма, освещение не хуже, чем в известных музеях. Мы даже не ожидали, что здесь будет так интересно.
Особенно интересны портреты. Их здесь много. Мы даже подумали, что они, наверное, ночью переговариваются между собой. Ощущения и в самом деле мистические. Давно я так остро не ощущала энергетику места.
Не скажу, что музей в Ратуше такой уж большой, но ходили мы там долго. И уже устали невероятно. И есть хотели зверски.
Обедать мы собирались в перогарне. Пероги (с ударением на «о») — это польские вареники. Пошли в перогарню «Под жестяным котом». Перогарня находится в подвальчике дома, на крыше которого примостился черный кот. Кстати, у этого кота тоже есть своя легенда. Однажды ленивый черный кот сидел на крыше дома. Вдруг, глаза ему ослепил луч восходящего солнца, отраженного от доспехов шведского воина. Кот так заорал, что поднял на ноги весь город. И, таким образом, спас Торунь от вторжения шведов. Случилось это в XVII веке. Горожане были очень благодарны коту, а кот так и остался сидеть на крыше одного из домов в Старом городе.
В перогарне тоже повсюду коты. Зал крошечный и очень уютный. Все именно так, как нам нравится. Взяли по порции журека, моего любимейшего супа, и вареники с разными начинками — с мясом, грибами, капустой. И пиво, конечно. Все было вкусным, очень приятно провели время.
…Что ж, день близился к концу, солнце висело совсем низко над горизонтом, пора было потихоньку топать к вокзалу. А идти до него от центра не так уж и близко — вокзал находится на другом берегу Вислы. Конечно, многое в Торуне осталось для нас за кадром. Но вот одно местечко я никак не могла пропустить: на другом берегу Вислы, по пути к вокзалу, есть смотровая площадка, с которой открывается чудесная панорама Старого города. Выходим к Висле. Солнце почти село, а городские стены окрасилось в совершенно волшебный разовый цвет.
По пути прошли мимо еще одной достопримечательности Торуня — средневековой башни со значительным отклонением от вертикали (1,46 м при высоте башни 15 м). За это она так и называется — Кривая. Башня была построена во второй половине XIII века. В то время она являлась частью городских стен и выполняла оборонные функции. Изначально Кривая башня не была кривой, но со временем она существенно отклонилась от вертикали. Причем, это отклонение больше, чем у Пизанской башни! Отклонение торуньской башни — больше 5°, Пизанская же не дотягивает и до 4°.
А что есть у Кривой башни? Правильно — легенда! Как же ее может не быть у такого необычного сооружения. Жил давным-давно в Торуне тевтонский рыцарь, который постоянно бесчинствовал в городе. Горожанам это надоело, они схватили рыцаря и бросили в подземелье. Рыцарь молил о пощаде и обещал исправиться. В конце концов, бургомистр над ним сжалился, но горожане не хотели отпускать рыцаря без наказания и потребовали, чтобы он выстроил башню столь же кривую, как и его грехи. Рыцарь взялся за тяжелую работу, но за месяц ему удавалось выстроить не больше метра. Так он трудился 15 месяцев и построил 15-метровую башню, а каждый сантиметр наклона означал один из его грехов. C тех пор жители Торуня проверяют с помощью башни, насколько чиста у каждого совесть. Для этого нужно стать вплотную к стене, прижавшись к ней спиной и пятками, вытянуть руки вперёд и продержаться в этом положении, считая до 10. Говорят, что из-за сильного наклона башни выполнить это крайне сложно. Успешно справившиеся с задачей могут даже получить сертификат, подтверждающий чистоту совести. Проверять свою совесть у нас уже не было времени. Но думаю, что если не до 10, то до 9 я бы точно успела досчитать…
Когда мы были на мосту через Вислу, начался закат. Это прекрасное время суток, которое длится всего несколько минут, мы встретили именно в том месте, где наблюдать его лучше всего. Закат над Вислой… Прекрасно и романтично. В тот момент я испытала совершенно невероятные чувства — смесь будоражащего восторга, чистой радости, абсолютной удовлетворенности сегодняшним днем и жизнью вообще и глубокой благодарности Вселенной за подобные светлые мгновения.
Перешли мост, который оказался довольно длинным. До войны мост Йозефа Пилсудского действительно был самым протяженным в Польше. Его частично разрушили отступающие польские войска, потом окончательно взорвали немцы при отступлении. Но после войны мост был восстановлен по чертежам в первоначальном виде.
…Ну и вот он, вожделенный вид на Старый город. Такую же картинку я впервые увидела почти год назад в фотоальбоме о Польше, в квартире, которую мы снимали в Замости во время велопохода по GreenVelo. Тогда, любовавшись фотографией вечернего Торуня, я загадала себе здесь побывать. Ну вот, и года не прошло…
…Пора идти на вокзал. Да и замерзли — к вечеру подморозило. Но как же не хочется уходить! Пока, Торунь! Пока, идеальный город и идеальный день!
Все фото автора, Юлии Каспаровой
Читайте также:
Путешествие в Сопот: зачем ехать на море зимой
Гданьск: город чистейших пляжей и удивительных открытий
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…