• Фото: National Geographic Россия
    Происшествия
    Пятница, 7 июня 2019

В России просыпается вулкан, который считали угасшим

Большая Удина на Камчатке последние два года проявляет подозрительную сейсмическую активность. Если вулкан извергнется – последствия будут катастрофические.

Стратовулкан Большая Удина, долгое время считавшийся потухшим, возможно, впервые в истории человечества проснулся и может извергнуться с силой, аналогичной катастрофическому извержению Везувия.

Большая Удина — это снежная вершина, которая достигает высоты 2920 метров над уровнем моря и находится в центре восточного полуострова Камчатка. Наряду со своей меньшей соседкой, Малой Удиной, Большая Удина — это стратовулкан, крутые склоны которого образовались в результате попеременных насыпных и взрывных извержений.

Неизвестно, когда в последний раз извергался вулкан, но до сих пор Большая Удина считалась потухшей. Поэтому исследователи были очень удивлены, когда в 2018 году обнаружили под горой сейсмическую активность.

Россия (Российская Федерация) – государство в Восточной Европе и Северной Азии.

Russian_Federation_(orthographic_projection)_-_Crimea_disputed.svg

Столица – Москва

Крупнейшие города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург,Казань, Самара, Омск, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа

Форма правления – Президентско-парламентская республика

Территория – 17 125 407 км2 (1-я в мире)

Официальный язык – русский

Религия – православие, мусульманство

Валюта – российский рубль

Граничит с: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью, Украиной, Абхазией, Грузией, Южной Осетией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР

вулкан Большая Удина

Фото: Alena Maslova

Исследования вулкана

Международная группа вулканологов из России, Египта и Саудовской Аравии установила четыре сейсмические станции вокруг горы и следила за наземными движениями в окрестностях в течение мая и июня 2018 года. За это время исследователи обнаружили 559 подземных толчков. Изучив полученные данные с помощью сейсмической томографии, специалисты пришли к выводу, что вулкан можно исключить из разряда потухших.

Зловещие подземные толчки, обнаруженные под покрытой льдом вершиной Большой Удины, могут быть результатом движения магмы, а это сигнализирует о скором извержении.

Сейсмичность продвигается в сторону Удины с юга, от Толудской зоны, известной высокой сейсмической активностью. Скорее всего, здесь под землей расположен магматический очаг, и магма из этого резервуара проложила путь к Удине и питает ее.

Взрыв может быть катастрофическим

«Когда вулкан долгое время молчит, его первый взрыв может быть катастрофическим, — сказал научный сотрудник журнала «Наука в Сибири» Иван Кулаков из Института нефтяной геологии и геофизики им. Трофимука. — В воздух выбрасывается большое количество пепла — он уносится далеко, и могут пострадать не только окружающие поселения, но и большие территории по всей планете».

Теперь за Большой Удиной установят пристальное наблюдение. Дополнительные сейсмические станции простоят до зимы и будут фиксировать любую активность и определять ее источники с большей точностью, чем позволяет постоянная региональная сеть.