«А ну заткнись!» – заорал мужчина, сидевший во главе стола. Все притихли и уставились на Кейко Сакураи, которая тут же осознала свою ошибку.
Это случилось год назад, когда девушка работала помощником бухгалтера в большой японской фирме. Мужчина, который на нее накричал, был ее клиентом, 40-летним менеджером энергетической компании. Так себя вести ему позволял обычай уважения старших и правила субординации – и Кейко об этом знала.
Мужчину возмутили методы ведения бухгалтерии Сакураи. И несмотря на попытки девушки отстоять свою правоту, он продолжал высказывать свое недовольство. И наконец заорал на Кейко, когда она ответила, что действует согласно договору.
«Я нарушила правила иерархии и возражала старшему, – вспоминает Сакураи. – Пусть я была права, но все равно не имела права с ним спорить».
Не имело никакого значения, что Кейко правильно делала свою работу или что этот клиент одобрил большинство ее отчетов ранее – в Японии не принято хвалить подчиненных и точка.
Бизнес в Японии существенно отличается не только от европейского или американского, но даже от того, который ведут в других азиатских стран. Руководители, которые впервые едут работать в Японию наверняка будут шокированы тем, как здесь общаются с работниками.
Изобретение фидобакку
Изначально в японском языке не было такого понятия, как обратная связь, потому что японцы не знали, что это, объясняет Шэрон Швейцер, руководитель компании Protocol and Etiquette Worldwide и специалист по подготовке менеджеров для работы за рубежом. Но со временем в словарях появился новый термин – «фидобакку» (от английского feedback – «обратная связь»).
Но сказать еще не значит сделать. «Если ваш японский босс молчит, значит, вы справляетесь с работой, – говорит Швейцер. – А если он просит обновленные данные о вашем проекте, то, вероятно, не очень доволен вами».
Как правило, руководители в Японии не спрашивают, как идут дела, потому что подчиненные сами постоянно перед ними отчитываются. Для этого даже отдельное слово придумали – хоренсо (hou-ren-sou), что буквально означает бесконечный поток электронных писем от подчиненного к руководителю.
Начальник из другой страны уже похвалил бы столь исполнительного работника, но Швейцер говорит, что в Японии этого делать ни в коем случае не нужно. «Если вы скажете подчиненному, что довольны его работой, то просто потеряете лицо в его глазах. Достаточно написать “спасибо”, а лучше вообще не отвечать».
Думать на перспективу
Босс-иностранец, вероятно, решит, что лучший способ оценить эффективность работы сотрудников – провести годовую аттестацию. Но в Японии встречи один на один с начальником не практикуются, предупреждает Таро Фукуяма, руководитель стартапа AnyPerk, который специализируется на улучшении психологического климата в компании. Более того, у подчиненного это может вызвать приступ паники. Гораздо лучше, по мнению Фукуямы, пригласить всю команду выпить.
В Японии даже существует такая традиция – номикай, когда начальство и рядовые сотрудники ходят после работы в бар. Но будьте готовы, что задушевные разговоры с боссом будут вращаться вокруг проблем и недоделок. Ваших, разумеется.
Фукуяма говорит, что этому есть объяснение. Обычно японцы не переходят из компании в компанию, а нацелены на повышение должности на одном месте. И лучший способ этого добиться – опустить голову и стараться не делать ошибок. А избежать ошибок можно, лишь выполняя все, что говорит начальник. Схема простая.
Не выделяться
Те иностранцы, которые не смогут привыкнуть к японской системе труда, никогда не станут частью коллектива. Джим Уиттл убедился в этом на собственном опыте.
Когда-то Виттл возглавлял японский филиал McVities Digestive Biscuits. Одна сотрудница предложила раздавать образцы их продукции на станциях метро, чтобы привлечь тысячи потенциальных клиентов. Благодаря этому продажи компании резко выросли, и Джим решил похвалить девушку за блестящую идею.
Но он и подумать не мог, к чему это приведет. Она практически стала изгоем в коллективе. Девушку стали считать индивидуалисткой и регулярно одаривали косыми взглядами. Благие намерения Уиттла только навредили его подчиненной.
«Есть четкие правила, как добиться эффективности в Японии. И если вы решите ими пренебречь, то просто потеряете уважение вашей команды», – говорит наученный горьким опытом Уиттл.
Теперь он работает в токийском филиале компании RSR Partners, которая занимается подбором персонала на руководящие должности.
«Годится»
Сейчас Кейко Сакураи летает между Сан-Франциско и Токио и работает старшим консультантом компании Aperian Global. Ее задача – готовить руководителей из других стран к жизни в Японии.
На своих занятиях в Японии Сакураи просит менеджеров выполнить одно задание – написать 10 положительных откликов о работе подчиненного.
«Людям невероятно тяжело дается это задание, – признается девушка. — В лучшем случае они придумывают пять-шесть фраз, большинство из которых звучат как “неплохо” или “годится”. Концепция похвалы просто не укладывается у них в голове».
Хотя более молодые сотрудники, по наблюдениям Сакураи, благодарны боссу за доброе слово. Пусть медленно, но Япония начинает меняться: в некоторых компаниях руководители уже больше общаются с подчиненными.
Возможно, пара добрых слов пойдет на пользу сотрудникам и станет для них дополнительным стимулом – как и для большинства работников в любой другой стране мира.
По материалам BBC.
Читайте также:
К 2030 году миллионы японцев лишатся работы из-за роботов
Инэмури – японское искусство спать где придется
Хобби, которые сделают вас лучшим работником
Эта мама уволилась с работы, чтобы показать 6-летней дочери мир
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…