5 декабря 1484 года папа римский Иннокентий VIII издал печально буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), в которой выражал свою поддержку упорных преследований ведьм в некоторых регионах Германии, инициированных доминиканским монахом и инквизитором Генрихом Крамером (более известным под латинизированным именем Инститорис). А уже в 1487 году последний смог выдать одну из самых мрачных и страшных книг в истории — «Молот ведьм», в которой суммировал представления о «преступлениях» ведьм, а также предоставлял инструкцию по расследованию и наказанию этих «преступлений». В издание была включена папская булла, которая служила своеобразным «пропуском» и «талисманом», предоставляя «Молоту ведьм» авторитетность и весомость. «Ведьм», как правило, обвиняли в нападениях на детей и убийствах, насылании болезней и безумия на соседей, вызывании импотенции и бесплодия, порче урожаев и провоцировании бурь.
Массовость преследований стала возможной из-за веры в то, что существует тайная секта ведьм, которых дьявол рекрутирует в ряды своих сторонников, чтобы вредить и уничтожать христиан. Эти ведьмы якобы заключали сделку с дьяволом, в результате которой обязывались чтить его как своего господина, регулярно приносить ему в жертву младенцев на ночных массовых собраниях — шабашах.
Считалось, что во время шабашей ведьмы встречаются с другими ведьмами из округи, а потому во время допросов требовали называть имена союзниц. Признание «ведьм» в этих фантастических преступлениях получали благодаря пыткам: в некоторых странах юристы доказывали, что ведьмовство является чрезвычайным преступлением, а потому можно отбросить правила и ограничения по применению пыток, которые учитывались при расследовании других преступлений.
Таким образом, наиболее массовые преследования, получившие название «охота на ведьм» имели место только в тех регионах Европы, где разделяли веру в сговор ведьм с дьяволом, существование ведьмовской секты, полеты на шабаши, а также относились к ведьмовству как «чрезвычайному преступлению», требующему чрезвычайных следственных средств. Среди таких регионов были некоторые немецкие княжества, отдельные регионы Франции и Швейцарии. В остальных странах преследования были непостоянными, и количество жертв, как правило, было небольшим.
В украинских землях ведьм массово и планомерно не преследовали, хотя жалоб в судах было немало. Примечательно, что в городских судах на магдебургском праве при рассмотрении дел о колдовстве руководствовались предписаниями и нормами немецкого уголовного судопроизводства, по которым в качестве наказания ведьм предполагалось сожжение: «Отступник от христианской веры должно быть сожжен. Такой же смертью должны были погибнуть ведьмы». Впрочем, на практике эта норма почти не применялась — в Украине казнью завершилось лишь около 5% дел против ведьм.
Причина таких различий — совершенно другой тип обвинений против ведьм. Если во многих западноевропейских судах они напоминали кошмары наяву — похищение и убийство младенцев, которых отваривали, чтобы получить «детский жир» для приготовления «ведьмовских мазей», о «варении бурь» в котлах, откуда их выпускали, чтобы те несли разрушения и смерть и т. д. В то же время, в украинских судах, в основном, находим примеры того, что иногда называют «прозаичным колдовством» — обвинение в довольно банальных повседневных конфликтах и страхах.
Среди примеров — порча урожая. Это одна из проблем, которые могли поразить как отдельную семью, так и целую общину. В судебных материалах из волынского городка Олыка находим упоминание о том, что осенью 1731 года с местным жителем Яцентием Зданевичем случилась неприятность: поздно вечером он возвращался домой и увидел, что у него в огороде виднеется что-то белое. Мужчине стало интересно, что это такое, и он полез посмотреть. Как выяснилось, по огороду голышом ходила теща соседа Никифора Романчука. Зданевич решил, что это какие-то вредные чары, чтобы испортить урожай, и обратился в суд. Обвиненная в колдовстве женщина утверждала, что не ходила голышом, соседу это только померещилось, а на его территории она оказалась, потому что загоняла свиней.
Еще одной сферой «банального ведьмовства» были родственные конфликты, чаще всего вызванные ревностью, подозрениями или местью. В 1717 году в подольском городке Сатанов Яцко Грекович пожаловался в суде на свою супругу Анну: он обвинял ее в том, что она плохая жена, которая не заботится о хозяйстве, а лишь любит ходить на танцы, где задерживается до полуночи и кокетничает с чужими мужами. Но основным обвинением было то, что мужчина видел, как его жена готовит какое-то зелье. Очевидно, предположил он, для того, чтобы отравить его. В процессе следствия выяснилось, что это были не волшебство и не яд: во время «следственного эксперимента» Анна доказала, что готовила лекарства для себя.
Достаточно часто в судах о чудо звучали обвинения в насылании болезней — от незначительных до смертельных. Например, в чародейства иногда обвиняли тех, кто выливал в общественных местах грязную воду или высыпал мусор. Но были и более серьезные обвинения.
Например, в судебных делах иногда упоминается о том, что ведьмы кого-то «съели». Таким образом описывали специфическую «колдовскую болезнь», которую якобы насылали на своих жертв ведьмы. Болезнь имела ряд специфических симптомов: поражала вполне здорового человека неожиданно и внезапно, на теле могли появиться некие «знаки», человека могло парализовать, он быстро бледнел, или наоборот, распухал, и наконец умирал — ведьма окончательно «съедала» его. На самом деле симптомы были настолько разнообразными, что вполне уместно утверждать: единственное, что их связывает, — психоз, один из многочисленных «ведьмовских кошмаров». Еще одним таким кошмаром, который, хоть и редко, можно встретить в материалах украинских судов, был вред детям.
В украинских судах над волшебницами почти не упоминаются такие фантастические вещи, как полеты ведьм и собрания на шабашах — украинские ведьмы начинают летать и общаться с нечистью только в романтической литературе XIX века. Однако есть одно довольно уникальное дело с кременецкого суда 1753 года, где обвиняемая женщина делится своими фантазиями о таких вещах. Дело началось с обвинений в детоубийстве, и уже в ходе следствия была упомянута «ведьма» Орышка Личманиха, которая помогала женщине избавиться от ребенка еще во время беременности.
Эта Орышка во время допроса без принуждения начала признаваться в фантастических вещах: учебе у четырех опытных «ведьм», которые учили ее воровать молоко, вызывать дожди и бури, а также делать другие злые вещи. Каждый четверг они будто бы собирались в доме одной из ведьм и оттуда летали на большие сборища. В качестве «лошадей» использовали березовые палки с ликом. Но несмотря на невероятные признания, суд отнесся к женщине скептически и ограничился строгим предупреждением относительно ведьмовства в будущем.
Перевод статьи Катерины Диса, опубликованной на dsnews.ua
Читайте также:
Места силы: топ-5 магических мест Украины
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…