Художник Грант Вуд (1891 –1942) из штата Айова за свою творческую жизнь создал немало полотен. Но в истории мирового искусства он навсегда остался художником одной картины: «Американская готика». Собственно, она его и прославила.
Успех пришел к Вуду после конкурса в Чикагском институте искусств, где художник представил свое произведение. Живописцу выдали 300 призовых долларов. А картина до сих пор хранится в музейной коллекции института.
Когда в 1930 году Грант Вуд посетил городок Элдон в штате Айова, ему на глаза попался небольшой дом с готическим окошком на втором этаже. Возможно, эта особенная деталь и подтолкнула художника к написанию полотна. Он захотел визуально представить, кто мог жить в этом домике с наглухо задернутыми занавесками.
Деревянные дома в стиле плотницкой (или сельской) готики были довольно распространены в провинциальном Новом Свете. Их острые крыши и стрельчатые окна ассоциировались с викторианским консерватизмом и пуританством.
На фоне дома художник изобразил пожилого фермера с вилами и его дочь, старую деву в архаичной одежде. Слегка повернув голову в сторону отца, она глядит на него то ли с досадой, то ли с укором. Волосы стянуты на затылке, из скромной прически выбивается лишь один локон. Отец же буравит зрителя тяжелым взглядом, крепко стиснув вилы. Губы обоих плотно сжаты.
За спинами персонажей можно рассмотреть вазоны с бегонией и сансевиерией (щучьим хвостом): эти растения часто встречались в домах американской провинции. Также позади виднеется красный амбар (такой же был в детстве Вуда), округлые шапки деревьев, шпиль. Форма вил перекликается с рисунком швов на комбинезоне фермера и оконными рамами.
Грант Вуд изобразил то, что хорошо знал. Он часто обращался к сюжетам из жизни глубинки Среднего Запада. Похожих людей в подобных позах и таком же антураже можно было увидеть на фотографиях в каждом доме.
Живописцу позировали его 30-летняя сестра Нэн и его 62-летний стоматолог Байрон Маккиби.
Стоматолог, в жизни человек стеснительный и душевный, был прямой противоположностью фермера-тирана. Но в лице Маккиби было то, за что, как говорят художники, можно зацепиться. Маккиби согласился позировать Вуду лишь в том случае, если на полотне он выйдет неузнаваемым. Но все получилось наоборот. Портретное сходство фермера и натурщика было явным.
Грант Вуд нацепил на нос стоматолога Маккиби очки, похожие на те, что носил отец художника. Они олицетворяли приверженность традиционным ценностям.
Впрочем, подобную смысловую нагрузку несет и платье с передником у фермерской дочери. Однако здесь не обошлось без настоящих семейных раритетов.
Нэн по просьбе брата должна была пришить к переднику белую кайму, которая на тот момент вышла из моды. И женщина отпорола ее от старого маминого платья.
А вот викторианскую камею «Персефона» Грант Вуд купил специально для Нэн. Образ на брошке у него ассоциировался с сестрой.
И она прекрасно вписалась в отведенную ей роль угрюмой, рано увядающей фермерской дочери. Хотя в жизни Нэн была привлекательной и энергичной молодой женщиной. К слову, она обиделась на брата за то, что на картине он ее состарил.
Вероятно, полотно получилось насквозь американским, раз оно до сих пор не утратило своей популярности.
В 1930 году, после успешного участия в конкурсе, картина попала на страницы газет. Она разгневала многих читателей и неприятно удивила критиков. А одна фермерша даже грозилась откусить Вуду ухо.
Художника обвиняли в том, что он карикатурно изобразил население американской глубинки. Якобы та косность и безысходность, которыми было пропитано это полотно, создавали искаженное мнение о простых тружениках Айовы.
В 1930-е, когда миром правила абстракция, авторскую манеру Вуда немало критиков сочли ну очень уж анахроничной.
Кроме того, в годы ежечасно ускорявшегося технического прогресса вилы на картине выглядели как оплеуха цивилизации.
Некоторые усмотрели в картине намек на неравный брак. После чего Нэн пришлось оправдываться, что на полотне брат изобразил отца и дочь, а не престарелого супруга с молодой женой.
Интересно, что во времена Великой депрессии картину «Американская готика» ни с того ни с сего признали зеркалом американского духа и незыблемых американских ценностей.
А в 1950-е ее вновь стали рассматривать как карикатуру на жизнь американской провинции. Тогда же начали множится и пародии на полотно Вуда.
Это происходило в тех случаях, когда нужно было показать в сатирическом ключе нечто очень американское.
А ведь все началось с того, что художник просто изобразил ту жизнь, которая была ему хорошо знакома. Жизнь, воспоминания о которой пробуждали ностальгию по детству.
Читайте также:
Картина из подвала может оказаться подлинником Рембрандта
Похищенную картину школы Леонардо да Винчи нашли в шкафу спальни
Под картиной «Девушка с жемчужной сережкой» нашли скрытые детали
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…