В конце августа реставраторы из Галереи старых мастеров в Дрездене показали на работе нидерландского художника XVII века Яна Вермеера еще одну картину. Под слоем краски на полотне «Девушка, читающая письмо у открытого окна» оказалась изображена фигура Купидона, а значит, письмо в руках героини — от возлюбленного.
Реставрация картины началась в 2017 году, но о существовании Купидона стало известно еще в 1979-м благодаря рентгенографии. С тех пор все усилия специалистов были брошены на то, чтобы узнать, кто и когда нанес еще один слой краски. Четыре года назад удалось определить, что Купидон на полотне был зарисован уже в XVIII веке (между старым и новым слоями краски обнаружился тонкий слой грязи).
Частично отреставрированную картину показали в 2019-м, но полностью обновленную работу — только сейчас. Она стала центральным элементом выставки в Дрездене среди девяти других полотен Вермеера. Есть еще одна важная деталь: Купидон на картине топчет лежащие на полу маски — символ лжи. Тем самым художник дает понять зрителю, что настоящая любовь требует искренности.
«Христос — победоносный искупитель» Яна ван Хемессена был написан в XVI веке и, вероятно, оказался слишком провокационным для следующих поколений. Искусствоведы предполагают, что картину затемнили и дополнили одеждой три столетия спустя. Обнаженную фигуру Иисуса на полотне — а самое главное, его кровоточащие раны — скрыли под накидкой. Редко где они прописаны с такой тщательностью: можно разглядеть, даже как шип из тернового венца впивается в лоб. Все, что привлекает в картине сегодня — самоуверенная поза Христа, радужное свечение за ним, композиция произведения, — было убрано от глаз зрителей.
В 2019 году скрытое изображение обнаружила арт-дилер из Австрии Доротея Аповник. Приобретая полотно, она даже не знала, что покупает ван Хемессена. В отличие от других фламандских художников он под влиянием итальянской живописи писал много обнаженной натуры. После реставрации выяснилось, что первый слой краски находится в прекрасном состоянии, поэтому сегодня мы можем наблюдать Христа таким, каким его задумал автор: не скорбным, а торжествующим.
Перед вами картины Казимира Малевича и Альфонса Алле. Первая создана в 1915-м, вторая — на 22 года раньше, в 1893-м.
В 2015 году под слоем краски «Черного квадрата» реставраторы обнаружили надпись «Битва негров ночью». Произведение Альфонса Алле под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью» выглядит как близнец «квадрата». Закончив абсолютно черное полотно, Алле создал белую, а затем и красную картины: «Анемичные девицы идут к первому причастию в снежную пору» и «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексичными кардиналами». Искусствоведы до сих пор не уверены, о чем именно свидетельствуют слова Малевича. Он видел картину Алле и скопировал ее? Он закончил «квадрат» и потом отметил сходство?
Карандашный текст на «Черном квадрате» обнаружили давно, но до 2015 года эксперты считали, что это — подпись Малевича. Кое-где слова едва различимы, но в том, что предложение выведено рукой автора картины, сомнений нет. Открытие реставраторов дало возможность иначе взглянуть на шедевр. Во-первых, оно показало, что «Черный квадрат» в Третьяковской галерее все это время висел вверх ногами. А во-вторых, позволило искусствоведам убедиться, что произведение — не импульсивная работа и Малевич не замазал полотно черным цветом, потому как под рукой не было чистого холста (из-за нижних красочных слоев была и такая версия).
Инфракрасная рефлектография — современный метод, который помогает разгадать изначальный замысел художника. Благодаря такой технологии ярче всего на холсте проявляются эскизы угольным карандашом, но в зависимости от используемых пигментов и толщины слоя краски можно разглядеть и подмалевок. Именно инфракрасной рефлектографической камерой Osiris в 2014 году была просканирована «Пудрящаяся женщина» Жоржа Сёра. Невооруженным глазом на полотне видна только молодая француженка в интерьере XIX века. Но реставраторы обнаружили автопортрет художника, который он позже решил перекрыть изображением картины в бамбуковой раме. Эта деталь и раньше вызывала подозрения: она прописана гораздо небрежнее остальных фрагментов.
Жорж Сёра создал свою «Пудрящуюся женщину» примерно в 1889—1890 годах. На полотне — Мадлен Ноблох, возлюбленная художника, отношения с которой он держал в секрете. Считается, что для первой выставки, где было представлено полотно, Сёра закрасил автопортрет за мольбертом по совету друга. Это единственный сохранившийся автопортрет знаменитого пуантилиста, умершего в 31 год. Узнать художника на картине удалось благодаря только одной известной его фотографии.
По материалам Birdinflight
Фото: Depositphotos
Читайте также:
«Пушистый Иисус»: реставратор-дилетант из Испании случайно прославила город
В Испании реставратор до неузнаваемости изуродовал голову пастушки
Картофельная Мадонна: в Испании реставратор изуродовал картину ХVII века
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…