Максим Беспалов
Маланка в Красноильске: два дня первобытного карнавала
Красноильская народная республика
14 января окрестности поселка Красноильск в Черновицкой области превращаются в территорию без закона. Все напоминает ситуацию, которая сложилась в Донецкой и Луганской областях весной 2014 года. Дороги перекрыты – на них стоят неопознанные люди в балаклавах, масках с дубинками и муляжами оружия. Они останавливают машины, чтобы получить мзду за проезд. Бывалые водители рассказывают, что в случае отказа ряженные молодчики могут даже перевернуть автомобиль. Впрочем, стоимость проезда небольшая – от гривны до десяти. В блокировании дорог участвуют очень разные люди: подростки, мужчины, девушки, даже дети сбиваются в «банды», чтобы зарабатывать таким образом.
В некоторых местах «блокировщики» устанавливают потешные шлагбаумы, где-то – переодеваются в форму работников полиции, как украинской, так и румынской, а для пущей убедительности заклеивают номерные знаки своих автомобилей синими наклейками. На ходу – не отличишь.
Где-то парни в балаклавах стоят на дороге вместе с настоящими сотрудниками правоохранительных органов – в день Маланки все смешалось и перевернулось с ног на голову.

Однако, в отличие от Донбасса, в окрестностях Красноильска все не по-настоящему, временно. Но регулярно. Такие блокпосты появляются каждый год 13-14 января в дни, когда местные жители празднуют Маланку.
Красноильск
Поселок Красноильск в Черновицкой области находится на самой границе с Румынией. Собственно, большинство жителей этого населенного пункта, более 90 процентов, и есть румыны. На улицах поселка царит дву- или даже трехъязычие: там говорят на румынском, украинском и русском. Эта полиглоссия создает удивительный симбиоз: в местной румынской речи можно узнать знакомые славянские слова или даже целые фразы, а в украинской – румынские.

Румыны и молдаване составляют почти 20 процентов жителей Черновицкой области. Причем, в некоторых ее районах их большинство. Именно в румынских населенных пунктах и принято устраивать уникальные театрализованные костюмированные шествия, которые объединяет общее название «Маланка».
Маланка
День Святой Мелании приходится на канун Старого Нового Года – 13 января.

Это один из самых почитаемых в народе религиозных праздников, так называемый «Щедрый вечер».

Традиционно в разных регионах Украины этот день отмечают театрализованными представлениями с участием Маланки (обычно переодетый юноша), ее суженного Василя, козы, черта, царя, еврея и прочих персонажей.

В румынских селах Маланка – это карнавал, в котором нет никаких правил и ограничений для фантазии. Каждый населенный пункт или даже отдельный его район создает собственное представление с особыми легендами, персонажами, костюмами и сценарием. Кто-то одевается в цыган, кто-то – в медиков, кто-то – в библейских персонажей, кто-то – в охотников.

Ежегодно в Черновцах проходит Фестиваль Маланок, на котором участники карнавальных шествий со всей области и соседней Румынии могут посмотреть друг на друга, а также показать собственные представления чужакам (обычно Маланка – это местный праздник, забава для своих, куда люди извне не попадают).

Исключение составляет Красноильск. В последние годы Маланка в этом населенном пункте стала широко известной на всю Украину, а также за ее пределами. Поэтому туда 14 января съезжаются тысячи туристов из самых отдаленных уголков страны и планеты.
Красноильская Маланка
В полдень 14 января на центральной улице Красноильска было пустынно. Мы даже засомневались, что приехали в нужное место. Единственным вызывающим подозрение элементом поселкового пейзажа был парень в балаклаве, контролирующий перекресток вместе с полицейским.

Ближе к центральной площади села стали появляться элементы грядущего праздника – уличные торговцы безделушками, дети, нападающие на автомобили с пластмассовыми пистолетами, подростки в масках героев фильмов ужасов, штурмующие забор магазина.

В одном из дворов стояла грузовая машина с шатром над кузовом. Оттуда звучала громкая музыка на румынском. Мы без спроса проникли на частную территорию, за что были наказаны танцем – люди с сильным перегаром из-под масок из папье-маше закрутили нас в быстром хороводе под цыганские мотивы.

- А где будет сама Маланка? – спросил я у продавщицы в магазине. Она бойко торговала продуктами, алкогольными напитками и петардами, отвечая посетителям то на румынском, то на украинском языке.

- Прямо здесь и будет. Все будут проходить мимо, не пропустите.

Посреди пустынной еще улицы остановился грузовик с ряжеными людьми в нарочито карнавальных цыганских костюмах. Мужчина и женщина лет сорока пяти стояли в кузове, держали в руках бутафорные микрофоны и невпопад открывали рот, неумело имитируя пение под фонограмму. Рядом с ними танцевал третий человек, почему-то в маске Леонида Ильича Брежнева. День становился увлекательным.
В час дня на центральной улице Красноильска все еще не было людей. Мы оказались едва ли не единственными зрителями этого карнавального выхода.

И вдруг началось! Праздник начался с шума. Где-то на перпендикулярной улице в паре сотен метров от нас появилась толпа, она что-то скандировала, но до нас доносился только общий гул. Это были жители Путны – одного из кутов (районов) поселка Красноильск.

Каждый кут (Дал, Сус, Тражан, Верхняя и Нижняя Путна) имеет собственное самосознание, историю, традиции и, конечно же, собственную Маланку, совершенно не похожую на соседские. Маланки эти ходят по дворам своего района, а после обеда 14 января собираются вместе на центральной улице.

В Маланке принимают участие молодые люди от 8 до 20 с небольшим лет, неженатые. Примерно за неделю до действа они собираются всем кутом, выбирают руководителя и назначают людей на роли, а потом вместе готовят к карнавалу костюмы и атрибутику.
Путны заметны, Путны шумны, Путны владеют центром Красноильска. Несколько десятков участников Маланки заходят из двора во двор, где разыгрывают одинаковое действо – сцену охоты на медведей. Танцуют юные девушки, изображающие цыганок, водят хоровод юноши, вооруженные дубинками парни избивают своих товарищей в костюмах медведей. Сначала это избиение шуточное, но со временем охотники входят во вкус – бьют по-настоящему.
Но никто не обижается – это же Маланка. Уже через несколько секунд и охотники, и избитые ими медведи, и девушки, и музыканты, и даже дети с исполненными значимости лицами с наведенными на них черной краской бородами, скандируют, как заклинание, боевую песню, которой, возможно, не одна сотня лет:
«mai sus, mai sus, mai sus
sa se vada cat de urs,
cat de urs tapalagos,
cine boala tio mai scos,
asa negru inseuros,
numai pae si rogoz
op, op ole op»
«выше, выше танцуй,
чтобы все видели медведя,
какой он
и откуда взялся,
такой черный и страшный,
оп, оп але оп»
И что-то древнее, первобытное просыпается в людях. Два дня в году: 13 и 14 января.
https://youtu.be/luIhaEGuipE
Это не предназначено для посторонних глаз, это праздник для своих, пока что еще самый настоящий, не туристический. Главные зрители этого действа – жители Красноильска, в чьи дворы заходит Маланка. После каждого представления руководитель получает от хозяина деньги и громко, для всех озвучивает сумму. Меньше 500 гривен давать не принято.

Когда путнянцы выходят на главную улицу, там уже собрались тысячи съехавшихся со всего мира зрителей. Люди выстроились вдоль улицы, десятки фотографов врываются в толпу участников Маланки, чтобы поймать тот самый кадр, который они будут показывать друзьям или читателям. Но это не мешает действу – Маланка живет в собственном мире. Двор за двором, десятки раз разыгрывается одна и та же сцена. Кажется, что люди не устают и не мерзнут (некоторые участники козыряют оголенным торсом). Это длится несколько часов, пока не начинает темнеть.
После прохода путнянцев на главной улице появляются Маланки с других кутов. Идут крылатые медведи, чей костюм весит больше 40 килограммов. Проходит Маланка из Румынии, приехавшая в гости на пару дней, чтобы показать себя в Красноильске и на общем Фестивале в Черновцах.
На взрослое веселье из-за забора одного из домов смотрит компания из совсем маленьких детей, лет по 5-6. Они тоже одеты, как участники Маланки: девочка носит красную юбку цыганки, мальчик – миниатюрный костюм крылатого медведя. Родители устроили своим чадам праздник – пройдет лет десять, и те станут настоящими участниками Красноильской Маланки, знаменитой на весь мир.
Нематериальное наследие ЮНЕСКО
Красноильская Маланка является, действительно, уникальным на территории Украины явлением. Это масштабное действие с каждым годом привлекает к себе все больше внимания туристов, исследователей и журналистов. Местные и иностранные телевизионщики снимают про нее документальные передачи и фильмы (например, «Красная Маланка» от украинского режиссера Дмитрия Сухолиткого-Собчука).

В последнее время стали звучать предложения внести Красноильскую Маланку в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Однако для этого нужно провести огромнейшую работу со стороны властей, культурологов, историков, волонтеров и самих «маланкарів». Пока никто не занимается этим всерьез.
Максим Беспалов
путешественник, тревел-блогер, писатель.
Спонсор путешествия автора по Буковине - эко-курорт Хутор Тихий.
Статья проиллюстрирована фотографиями Максима Беспалова и Антона Апостола