Наука

Химики раскрыли секрет скрипок Страдивари и Гварнери

Новое исследование ученых из Техасского университета A&M подтвердило, что знаменитые скрипичные мастера Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери обрабатывали свои инструменты химическими веществами, которые и обеспечили их уникальный звук. Некоторые из этих химикатов были идентифицированы впервые.

Первым предложил теорию о том, что за звук скрипок Страдивари и его соотечественника Гварнери «отвечала» первичная химическая обработка материала, а не столько умение делать сам инструмент, почетный профессор биохимии в Техасском A&M Джозеф Надьвари. «Все мои исследования на протяжении многих лет основывались на предположении, что древесина, из которой великие мастера делали свои скрипки, подвергалась агрессивной химической обработке, и это сыграло прямую роль в формировании легендарного звука инструментов Страдивари и Гварнери», — сказал Надьвари.

Профессор возглавил исследовательскую группу, которая выяснила, что для обработки древесины в инструментах использовались бура, цинк, медь и квасцы вместе с известковой водой. «Бура имеет долгую историю использования в качестве консерванта, начиная с древних египтян, которые использовали ее при мумификации, а затем в качестве инсектицида», — сказал Надьвари.

По словам ученого, мастера пропитывали древесину в первую очередь для того, чтобы обезопасить инструменты от насекомых-точильщиков. Однако со временем поняли, что обеззараживающий состав также придавал скрипке механическую прочность и обеспечивал акустические преимущества.

Надьвари подчеркнул, что мастера использовали свои собственные домашние методы обработки дерева, а состав пропитки не разглашали.  При этом рецепты лака не были секретом, потому что сам по себе лак не являлся решающим фактором качества готовой скрипки. Ученый добавил, что химические вещества были обнаружены по всей древесине и внутри нее, а не только на поверхности. Это напрямую влияло на звук инструментов.

Антонио Страдивари (1644−1737) за свою жизнь сделал около 2100 скрипок и продавал их только очень богатым, в том числе королевским домам. Сегодня осталось около 600 скрипок Страдивари. Его современник  Джузеппе Гварнери (1698 — 1744) при жизни был менее популярен, чем Страдивари, и имел проблемы с продажей своих работ, но его инструменты теперь считаются равными по качеству и цене скрипкам Страдивари. Сегодня скрипка Страдивари оценивается в $10 млн, а скрипка Гварнери может стоить даже больше.

Лучшие скрипки созданы с 1704 по 1725, когда Страдивари сконструировал собственную, уникальную модель инструмента, непохожую на те скрипки, которые он научился делать в юности под руководством Николо Амати. Инструменты, вышедшие из мастерской Страдивари в этом промежутке времени, ценятся особенно высоко.
Скрипки Страдивари сейчас стоят несколько (2-3, в редких случаях до 10) миллионов долларов. В 2011 году скрипка Леди Блант была продана за рекордные 15,9 млн долларов.
У всех скрипок Страдивари есть имена — в основном по имени одного из владельцев. Среди них как имена богатых коллекционеров — Леди Блант, Лорд Ньюланд, — так и знаменитых музыкантов: Уле Булль, Ойстрах, Крейцер. Есть и имена более абстрактные: Мессия, Восход, Спящая красавица, Рубин, Император.
«Красный Мендельсон» или «Красная скрипка» — наиболее известное широкой публике имя скрипки Страдивари, так как о приключениях этого инструмента снят фильм “Красная скрипка” с Сэмюэлем Л.Джексоном в главной роли. Скрипка изготовлена в 1720 году, и в ее биографии есть пробелы — больше века ее владельцы были неизвестны. Только в 1930-х годах скрипка “всплыла” в Берлине в собственности потомков композитора Феликса Мендельсона. С 1990 года она принадлежит американской скрипачке Элизабет Питкэрн.
Ходили легенды, что скрипки Страдивари сделаны из обломков Ноева ковчега. На самом деле при изготовлении скрипок использовались разные породы дерева. Нижнюю деку делали из очень твердых сортов клена, и для мастерской Страдивари древесину сахарного (волнистого) клена привозили из Турции. Гриф почти всегда создан из драгоценного черного (эбенового) дерева, произрастающего в Африке и Индии. А верхняя дека — из ели. Подыскивать правильные ели Страдивари ездил лично в лес Паневеджо в Доломитовых Альпах. Этот лес растет на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря; ели там огромные, и благодаря горному климату их древесина особо плотная и упругая — она создает идеальный резонанс в смычковых инструментах. Сейчас этот лес называется La foresta dei violini — Лес скрипок.

По материалам «Новое время»

Фото: Depositphotos

Читайте также:

Внутренний мир музыкальных инструментов (фото)

Гениальные изобретения, секреты которых до сих пор не раскрыты

 

 

Вокруг Света

Recent Posts

5 мифов про туристическую страховку в 2024 году

Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…

8 месяцев ago

Каким бывает в казино онлайн бонус за регистрацию

Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…

9 месяцев ago

Что делает Фраголино таким особенным и любимым

В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…

9 месяцев ago

Как выбрать надежное онлайн-казино – полезные советы

Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…

10 месяцев ago

Туризм ради игры: топ городов для игры в казино

Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…

10 месяцев ago

Фриспины казино Vbet

Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…

10 месяцев ago