• Индуистский праздник Тайпусам: очищение путем страданий.Вокруг Света. Украина
    Фото автора
    Блоги

    Индуистский праздник Тайпусам: очищение путем страданий

    Тайпусам – это, пожалуй, самый шокирующих европейцев индуистский фестиваль. С детства помню сцены из фильмов «Шокирующая Азия», где люди с проколотыми частями тела и воткнутыми в них крючками и ножами, вышагивают в такт ритмичной музыки.

    Тайпусам – это  тамильский религиозный праздник (тамильцы – один из наиболее многочисленных индийских этносов). Он, как и прочие индуистские праздники, не имеет фиксированной даты, его отмечают в конце января – начале февраля. Почему-то Тайпусам нередко называют тамильским новым годом, что не соответствует действительности (тамильцы свой новый год празднуют в апреле). Тайпусам – это праздник в честь бога Муругана (его еще называют Картикеем и Скандой), которого зачастую называют богом войны. Муруган менее популярен, чем его брат Ганеша, хотя среди тамильцев они почитаемы на примерно одинаковом уровне.

    Фото автора

    Благодаря обилию мифов и писаний в индуизме, которые могут по-разному объяснять одни и те же события, есть несколько версий происхождения Тайпусама. Весьма популярным мотивом индуистских легенд является борьба между дэвами (их еще называют богами) и асурами (как правило, их отождествляют с демонами). Однажды, когда дэвы терпели поражение, они взмолились к Шиве о помощи. Тот внял мольбам и создал могучего воина Муругана, который встал во главе войска дэвов и сокрушил асуров. В честь этой победы и празднуется Тайпусам.

    По другой же версии в этот день мать Муругана богиня Парвати дала Муругану копье, с помощью которого он победил могучего демона. Муруган изображается с этим копьем (см. фото), а его последователи протыкают разные части тел его миниатюрными копиями.

    Статуя Муругана возле пещеры Бату на окраине Куала-Лумпур

    Фото автора

    Обычно люди с европейским менталитетом и воспитанные на христианских ценностях не понимают, зачем индусы поддают себя таким добровольным мучениям, как многочисленные прокалывания кожи и вдевание в них разных предметов. Причем со всем этим добром верующим предстоит провести несколько часов, а то и целый день, и по жаре идти, танцевать и взбираться наверх. Тем не менее, в христианстве тоже есть давние традиции самоистязания. Это и ношение вериг христианскими аскетами, и добровольное распятие особо ревностных филиппинцев-католиков накануне очередной Пасхи. Так что если вдруг индуистские традиции покажутся варварскими и дикими, рекомендую познакомиться с похожими по форме традициями в христианстве.

    Фото автора

    Тайпусам наиболее пышно празднуется в южноиндийском штате Тамил-Наду, на Шри-Ланке (особенно в северной и восточной частях острова, где живет много тамилов), в Сингапуре и Малайзии (в последней тамильцы являются третьим по численности этносом). В Малайзии же основными центрами праздника являются Куала-Лумпур и остров Пенанг, на котором и было сделано большинство моих фото.

    К слову, в мусульманской Малайзии Тайпусам является официальным праздником и выходным днем.

    Накануне Тайпусама из храма, посвященного Муругану, движутся праздничные процессии, люди веселятся, поют и танцуют. И по распространенной индуистской традиции разбивают кокосы, причем в большом количестве.

    Фото автора

    Фото автора

    В разбитие кокосов можно вкладывать разный смысл. Например, прощание с прошлым (у некоторых народов принято бить старую посуду в определенные дни).

    Далее следуют мужчины, несущие небольшие кавади – деревянные конструкции в форме арки со вставленными в них павлиньими перьями. Дело в том, что павлин – ездовое животное Муругана  и, соответственно, один из символов бога. Мужчины непременно имеют оголенные торсы, на которых обычно красуются четки-рудракши, и шествуют босиком.

    Фото автора

    Фото автора

    Далее следуют запряженные быками колесницы, украшенные цветочными гирляндами. На самой колеснице перевозится статуэтка бога.

    Фото автора

    Без музыкантов дело, разумеется, не обходится. Вместе с каждой очередной группой шествующих идет и свой оркестр, состоящий преимущественно из «ударников».

    Фото автора

    Самое зрелищное явление на Тайпусаме – это упомянутые верующие с различными проколами. Они, к слову, чаще всего не аскеты или отшельники, а обычные граждане, порой занимающие неплохое положение в обществе. Просто дискомфорт, которому они себя добровольно подвергают на Тайпусам, чаще всего является либо очистительной духовной практикой (пару недель до Тайпусама участники шествия не едят мясо и не употребляют алкоголь), либо платой за помощь бога. В индуизме между людьми и богами действует принцип «ты – мне, я – тебе». Впрочем, подобный принцип порой работает – пусть и в иных формах – и во взаимоотношениях между христианами и святыми, к которым обращаются с просьбами.

    Язык проколот тремя копьями Муругана и двумя трезубцами Шивы

    Фото автора

    Верующие проходят пеший путь длиной более 5 км от одного храма к другому, причем к точке назначения еще нужно подняться вверх, да по жаре. Многие люди не только психологически подбадривают шествующих, но и помогают им, поддерживая или освежая водой.

    Фото автора

    Фото автора

    Местные жители на Тайпусам приходят, как правило, с детьми и происходящее последних ничуть не шокирует.

    Фото автора

    По прибытию в храм на вершине холма с верующих аккуратно снимают все «причиндалы», а раны на скорую руку обрабатывают порошком. Интересно, но крови почти нет.

    Фото автора

    Фото автора

    Многие думают, что перед прокалываниями людей накачивают наркотическими средствами, дабы они не чувствовали боли. Однако это не так (к тому же дело происходит в Малайзии, где законодательство относительно наркотиков весьма сурово). Разумеется, проколы делаются грамотно, а идущие на такие жертвы индуисты просто стойко переносят дискомфорт.

    Фото автора

    Фото автора

     

    После того как все «убранство» снято, верующие, хоть и заметно уставшие и в какой-то мере измученные, вполне способны на содержательное общение. Один из них поведал, что совокупно от жены за год он выдерживает больше испытаний, чем ему довелось вынести за несколько часов Тайпусама.

    Вечером возле храмов устраивают танцы с кавади, которые на сей раз заметно массивнее и тяжелее тех, которые были днем. Цель танцующих – не только проделать полагающиеся па, но и не уронить кавади. Через 2-3 минуты его можно передать следующему желающему.

    Фото автора

    Евгений Подлесный с 2011 года работает и путешествует по Азии. 

    Особо трепетно относится к Индии.

    Читайте также Блоги Евгения:

    Фестивальная пора

    Люди в тюрбанах

    Крепкие узы индийских браков

    Индийские поезда как они есть