Учебный центр юных железнодорожников (Gyermekvasutas Otthon) на западной окраине Будапешта выглядит, как любая другая обычная школа: на полках — старые учебники, на стенах в коридорах — детские рисунки.
Пока не прозвонил звонок на уроки, здесь шумно — дети шалят, сидят на столах, играют с мобильными телефонами или рисуют в тетрадях. Впрочем, если присмотреться, можно увидеть нечто странное. На школьных полках — не алгебра английский, а книги со штампом венгерской государственной железной дороги.
Позади учительского стола у доски — плакат с подробными инструкциями, что делать, если олень, или скорее еж, застрянет на путях. Рядом с ним — чертежи внутреннего строения любимой игрушки школьников — локомотивного двигателя.
Заведение, расположенное на конце трамвайной линии Huvosvolgy — одной из 10 линий метро и пригородных поездов Будапешта, — на самом деле, не школа. Это — учебный центр детской железной дороги Gyermekvasut, длина которой составляет 11,7 км.
Трамвайная линия №7 соединяет Холмы Буды и главную станцию железной дороги — Szechenyi-hegy на лесистых окрестностях Будапешта. Поезд движется со скоростью 20 км / ч. — это самая быстрая детская железная дорога в мире.
«Пассажиров удивляет, когда они видят 10-16-летних руководителей станций, но дети и подростки выполняют не только эту работу, — рассказывает Балазс Сарингер, один из 20-летних руководителей академии. — Они переводят железнодорожные стрелки, объявляют станции, контролируют сигналы и продают билеты. Единственное, что здесь делают взрослые — руководят поездом».
Кому-то непонятно, зачем детям выполнять такую сложную работу, но традиция детских железных дорог берет начало еще в советские времена. Первая железная дорога, которой руководили дети, открылась в Москве в Парке Горького в 1932 г.
Но советскому руководству идея понравилась, и в последующие 60 лет по всей восточной Европе открылись 52 детские железные дороги. Работали на них пионеры — молодежное звено коммунистической партии. Это были далеко не ярмарочные аттракционы, а вполне настоящие узкоколейные железные дороги с экипажем.
Некоторые из них, например детская железная дорога в Хабаровске на Дальнем Востоке или Малая юго-западная железная дорога в Киеве, работают до сих пор. Поезда в них оборудованы паровыми двигателями, которые больше не увидишь на современных железных дорогах.
Целью такого предприятия, по крайней мере в советское время, было воспитание дисциплины и товарищеских отношений у подростков, а также отбор среди них будущих партийных лидеров.
Многие детские железные дороги с тех пор закрыли, но венгерская государственная железная дорога решила сохранить это историческое наследие. Они считают ее замечательным способом обучения, а также источником воспитания нового поколения работников.
Мало кто посещает учебный центр Gyermekvasut к завтраку, но если прийти сюда рано утром, может показаться, что вы попали в прошлое.
В 8 утра дети ровными шеренгами идут из классов на бетонный двор, где происходит перекличка. Дежурные, одетые в темно-синие костюмы и пилотки, внимательно слушают.
Затем поднимают национальный флаг и поют песни, слова которых не изменились с момента открытия железной дороги в 1947 г.
Во время церемонии Сарингер выдает листы с графиком работы своей команде. 25 школьников в возрасте от 10 до 14 лет отобрали из разных школ Будапешта. Чтобы попасть в железнодорожную школу, надо иметь не только хорошие оценки, но и пройти интенсивную 6-месячную подготовку.
Скрипучий голос из громкоговорителя прорезается сквозь пение, и мы присоединяемся к группе железнодорожного персонала, заходящей в поезд. Садимся рядом с 14-летним Михали Чeрйеги, опытным работником железной дороги, имеющим за плечами 3 года службы.
Когда поезд трогается, двигаясь к западу от центра Будапешта, где лес постепенно поглощает улицы города, Михали рассказывает, почему эта работа так важна для него.
«Мой отец работал здесь, когда был мальчиком, и я пошел по его стопам, — говорит он сквозь рокот 32-тонного тепловоза, который врезается в лесную тишину. — И не подумайте, что это ради того, чтобы прогуливать школу, как раз наоборот».
Рядом с Михали сидит 11-летняя миниатюрная Жазмин Хайек, которая продает билеты и говорит с едва слышным английским акцентом. Она также начинает нахваливать преимущества работы на железной дороге.
«Прежде чем я пришла сюда, у меня были проблемы с математикой, — говорит девочка. — Теперь все гораздо лучше, мои оценки улучшились».
Хотя венгры в основном гордятся своей историей, многих настораживает суровая трудовая этика на железной дороге, которая сильно напоминает коммунистическую эпоху. Общество и коллективный дух имеют здесь первостепенное значение, но видимо это не так и плохо.
«Многие ненавидят железную дорогу за ее происхождение. Но дело не в традициях. Это — воспитание и обучение. Продажа билетов — урок математики. Работа с клапанами — физика. Объявления на английском — урок иностранного языка. Спросите у детей, которые здесь работают. Они понимают, к чему это все» – рассказывает Сарингер.
Когда поезд готовится к первому выезду на маршрут продолжительностью 50 мин, становится понятно, что он имеет в виду. Кондукторы-подростки продают и штампуют билеты, шутя с клиентами.
Проводники в вагонах в униформе говорят с пассажирами, станция гудит в ожидании отправки и в воздухе разливается легкая дрожь предвкушения. 10-летний глава станции смотрит на часы, чтобы убедиться, что все происходит вовремя.
Раздается свисток, светофор переключается с ярко-красного на зеленый, двери вагона запирают, и поезд подает сигнал, предупреждая 11-летнего регулятора впереди.
Поезд трогается, и станция вновь погружается в тишину.
По материалам ВВС
Читайте также:
Китайские школьники могут брать оценки «в долг»
Дети-монахи в буддийских монастырях
Холодильник, робот и штраф – идеи для стимулирования рождаемости в разных странах мира
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…