Накануне Хэллоуина на некоторых украинских сайтах появились тексты с заголовками, в которых упоминалась Велесова ночь — древнеславянский аналог Хэллоуина. речь, например, шла о том, что “наши предки верили, что в эту ночь Белобог передает управление всеми земными делами Чернобогу. Наступает холодное и темное время. Боги покидают Землю до рождения молодого Солнца. С древних времен в обычае людей было рядиться в эту ночь, чтобы души врагов не узнали и не причинили зла”.
Помимо сайтов, посвященных современным языческим культам, серьезных источников, подтверждающих эту версию, не обнаруживается. Возможно, что и Белобог, и “Велесова ночь” — кабинетное изобретение российских историков-славянофилов XIX века, аналог кельтской традиции Хэллоуина. О Велесе известно, что это одно из важнейших божеств в славянской мифологии, антагонист Перуна; предположительно считался опекуном домашнего скота, а также музыкантов и сказителей. После крещения Киевской Руси Велес слился с образом Сатаны.
Вероятно, в украинской традиции можно было бы провести приблизительную аналогию между Хэллоуином и Маланкой — традиционным маскарадом в канун Нового года, переодеванием женщин в мужчин и наоборот, щедрованием и гаданьями.
В отличие от “Велесовой ночи”, описания Хэллоуина, а точнее, его предшественника — Самайна — встречаются в древних рукописях, а именно в древнеирландских монастырских рукописях X века.
У древних кельтов, как и у большинства древних народов, существовал праздник сбора урожая. Он приходился на последние дни кельтского “лета” и первые дни “зимы”, — кельты делили год на темную и светлую половины, — время, когда земля отдыхает, и время, когда она дает урожай. Смена частей года происходила с наступлением новолуния и по современному календарю выпадал примерно на конец октября — начало ноября. Кельты называли лето и праздник урожая “Самайн” (Samhain), а позже так стали называть и третий месяц осени.
На Самайн делили между хозяйствами собранный вместе урожай, а также решали, сколько скота зарезать на зиму, а сколько продолжать откармливать. Вместо праздничной иллюминации, естественно, зажигали костры. Жрецы-друиды бросали в костер кости животных и гадали по черным разводам, предсказывая, каким будет год. Также между кострам проводили домашний скот, чтобы здоровее был. Люди прыгали через костры — огонь в языческих религиях имеет очистительную силу.
Как всегда на границе чего-то — в данном случае, на границе условных “лета” и “зимы” — в магическом сознании возникало представление об открывающейся двери между мирами, между миром людей и духов. Мертвые могли приходить в мир живых, а живые — заглядывать в будущее. Люди переодевались, наряжались животными, чтобы обмануть злых духов, отвести их от себя. Для этой же цели служили костры и разные обереги.
С приходом христианства Самайн, как многие языческие праздники, трансформировался в христианский праздник День всех святых All-Hallows-Even («Вечер всех святых», even — сокращение от evening, hallow — староанглийское “святой”, “святые мощи”). Но большинство традиций сохранились, в том числе разводить огонь, чтобы отпугивать духов. Позже, примерно в XVI веке, сложилась традиция ходить по домам группами ряженых, выпрашивая сладости, в ночь на 1 ноября. Примерно в XIX веке огонь стали помещать в светильники, вырезанные из овощей, в частности, из репы (в те времена тыква в Европе была экзотическим гостем). Такие фонари прозвали “светильник Джека” (Jack’o’Lantern).
Лишь на рубеже ХХ века в связи с массовой миграцией ирландцев в США традиция перебралась и в Северную Америку, где активно коммерциализировалась.
День мертвых празднуют в странах Центральной Америки и в Мексике 1 и 2 ноября, и по сути, это карнавал в честь духов умерших. Однако в Южной Америке праздник имел другие корни, индейские. Ацтеки и майя чествовали своих мертвых и богиню смерти Миктлансиуатль целый месяц в августе.
С завоеванием материка испанцами и португальцами католическая традиция Дня всех святых переплелась с ацтекскими обычаями. В частности, оранжевый цветок, который женщины часто вплетают в волосы на карнавале, — это цветок cempaxóchitl (семпасочитл), указывающий путь в мир мертвых. Он же ассоцируется с солнцем. Есть и другие цветы, традиционных для алтаря мертвых, но именно этот самый репрезентативный. Еще одна характерная особенность Дня мертвых — изображения и маски черепов в индейской стилистике. Индейцы держали дома черепа умерших родственников и сооружали стены “цомпантли”, сначала из черепов, затем — каменные, с изображением черепов. У “светильника Джека”, пусть он тоже изображает череп, улыбка все-таки более приветливая.
Читайте также:
Мистическое место Киева — Лысая гора
Непокоренное и мистическое место планеты — Гора Кайлас
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…