Близится сезон отпусков, а значит — самое время посмотреть мир. Но одно дело — рассматривать незнакомую страну из окна экскурсионного автобуса, и совсем другое — перемещаться по ней за рулем собственного (или взятого напрокат) автомобиля: незнание чужих законов дорожного движения не спасает от штрафов. К чему надо быть готовым украинцу, собравшемуся мерять колесами чужеземные дороги, какие сюрпризы могут ждать водителя за рулем, и в какую сумму штрафа обойдется поведение, которое в нашей стране считается приемлемым.
О нюансах в законах и правилах, регулирующих поведение на дорогах в различных странах, рассказала юрист Наталия Зозуля, а автопутешественник и блогер Алексей Гаврилюк, изъездивший заграницу вдоль и поперек, поделился своим опытом.
Экипировка: что должно быть с собой
Кроме привычных аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя, выезжая в Европу, водителю нужно взять жилетку со светоотражателями и запасные лампочки ближнего света. Кроме того, в отдельных странах есть свои требования к комплектации. И хотя не везде требуется все из перечисленного, проще экипировать свой автомобиль по максимуму, чтобы не оштрафовали из-за ерунды. «Например, во Франции в авто нужно обязательно возить сертифицированный алкотестер, а в Испании водители, которые носят очки, должны иметь запасные», — приводит примеры эксперт Наталия Зозуля. В зимнее время нужно обязательно иметь не только зимние шины, но также антифриз в спрее и лопату для снега.
Также помните: за рубежом правоохранители неблагосклонно относятся к тонированным стеклам. По крайней мере, передние стекла точно не должны быть тонированными. Да и столь любимый народом антирадар, по словам Наталии Зозули, в странах ЕС — под запретом.
Важно, чтобы авто для путешествия за рубеж было исправным: там к вопросам безопасности на дорогах намного строже. «В Германии и Австрии полиция следит за состоянием резинового покрытия: протектор в шинах не может быть меньше 1,6 мм, а покрышки в прицепах не могут быть старше 6 лет», — рассказывает Наталия Зозуля. Собственно, на неисправном авто вы в ЕС и не попадете: уже на въезде в Польшу могут развернуть из-за такой «ерунды», как неработающая лампочка габаритов.
Правила дороги: схожесть и отличия
«По большому счету, разница в ПДД, которым следуют в Украине и европейских странах, невелика: большинство стран присоединились к Венской конвенции о дорожном движении, принятой в 1968 г, — поясняет Наталия Зозуля. — Также существует дополнительная конвенция — о дорожных знаках и сигналах, потому большого различия между нашими обозначениями и знаками на дорогах вы тоже не заметите».
Поэтому для самостоятельных путешествий за рулем за границей переучиваться не придется. Но все-таки лучше заранее познакомиться с местными нюансами ПДД по своему маршруту движения. Например, в Дании обгонять так, как у нас, — нарушение: там, по словам Наталии Зозули, при обгоне необходимо мигать фарами. Также помните: если в Украине многие водители привыкли пользоваться противотуманными фарами даже если тумана нет, то в Германии за использование их не по назначению можно нарваться на штраф.
Привычное: парковки и мотоциклы
Помните время, когда за неправильную парковку гаишники скручивали номера с авто? Так вот: в Греции это правило действует до сих пор, так что следите за знаками парковки. А если, проезжая по улицам родного города, вам хочется что-то рассказать мотоциклисту, протискивающемуся между вами и стоящей на соседней полосе машиной, знайте: он действует по правилам. Только не украинским, а калифорнийским.
Как рассказывает Алексей Гаврилюк, в этом штате мотоциклистам разрешено ездить между полосами движения. Вообще в США каждый штат имеет свои отличия в Правилах дорожного движения: обязательно ознакомьтесь с ними, планируя путешествие, дабы не попасть впросак.
США: текстовые знаки
В США на дорогах есть особенность, которая нашим водителям будет непривычна: дорожные знаки у них текстовые. Как поясняет Гаврилюк, если в Америке в конкретном месте запрещен поворот направо, то там без затей и пишут: No Turn Right, вместо нашей перечеркнутой стрелки. В этом, конечно, нет ничего сложного, но с непривычки первое время можно немного «тормозить»: учитывайте это, чтобы не проскочить нужный поворот.
Ну а теперь вопрос риторический: вы никогда не задумывались над тем, что большинство автомобилей, занимающих не так уж мало места на дороге, перевозят всего одного человека? Крайне нерационально! Так вот: как рассказывает Алексей Гаврилюк, во многих штатах Америки выделяют специальные полосы, по которым могут двигаться только автомобили, перевозящие несколько человек. Минимальное число людей, которые должны находиться в машине, указывается на знаке перед въездом на полосу — чаще всего их количество стартует от двух человек.
Скорость: не плюсовать
От чего нужно избавиться за границей (а лучше — и навсегда) — так это от привычки превышать скорость. Также не стоит приплюсовывать к указанным на знаках ограничениях еще 20 «ненаказуемых» километров в час, принятых у нас. В ЕС, по словам Алексея Гаврилюка, как правило, допускается превышение не более чем на 5 км/ч, в некоторых странах — на 10 км/ч. А контроль за скоростным режимом движения в Европе намного жестче, чем у нас.
«Скорость в пределах населенного пункта — в среднем 50 км/ч, за городом — 90, на скоростных автострадах — около 120 км/ч. Ознакомьтесь с режимами конкретной страны», — советует Наталия Зозуля.
Из необычного: на некоторых дорогах может быть установлена минимальная скорость движения — например, нельзя ехать медленнее 80 км/ч. А есть страны, где устанавливается разная скорость движения на магистралях для сухой и дождливой погоды, — например 130 км/ и 110 км/ч.
Плата за проезд: время и расстояние
Что для украинского водителя будет за рубежом в новинку, так это наличие платных дорог. В некоторых странах вы платите за сам факт пользования их дорогами: например, когда въезжаете в Австрию, то должны купить так называемую «виньетку» — марку-наклейку на стекло (за ее отсутствие с вас могут взять €250).
«В Венгрии оплачивается время проезда по автобану. Платите, получаете чек-квитанцию, и можете то время, которое оплатили — например, неделю, — ездить спокойно», — рассказывает Алексей Гаврилюк. Но есть страны, где плата взимается за километраж: «В Хорватии существует система шлагбаумов. Когда вы въезжаете на платный автобан, вас «считывают», а когда вы съезжаете с него, на шлагбауме с вас снимают плату — в зависимости от того, сколько километров вы проехали», — приводит пример Алексей Гаврилюк.
Плата за проезд разная, но, как правило, не превышает €1 за 10 км. Впрочем, не все страны наживаются на водителях. Например, превосходные немецкие дороги — бесплатные. А в США, как утверждает Гаврилюк, можно легко проложить маршрут в обход платных автобанов.
Штрафы: от €50 до десятков тысяч
В большинстве стран Европы полиция не стоит на обочине и не прячется по кустам. Но там везде установлены камеры видеонаблюдения, и они работают: информация с камер, вместе с номером авто нарушителя, очень быстро попадает в полицейскую базу.
Но есть и исключения. Как рассказывает Гаврилюк, полицейские посты до сих пор стоят на дорогах Румынии, а на Кипре можно увидеть до слез знакомую картину — полицейскую «засаду» с радаром. «В Венгрии тоже стоят посты, но они ловят тех, кто не заплатил за проезд по автобану. Считывают номера, и сразу в базе проверяют оплату. Если оплаты нет, на следующем посту вас остановят и оштрафуют», — говорит Алексей Гаврилюк.
В США использование камер видеонаблюдения не столь всеобъемлюще, как в Европе. Например, камеры, автоматически регистрирующие превышение скорости с дальнейшей доставкой штрафной квитанции на дом, в части штатов даже запрещены законодательно, хотя в некоторых штатах активно используются.
За нарушение правил в Европе платить придется дорого. За такую мелочь, как непристегнутый ремень безопасности, вам в лучшем случае придется расстаться с €30, а в некоторых странах — и с €100. Удовольствие от слишком быстрой езды может обойтись и в €100, и в тысячу.
В США расплата за превышение скорости, по словам Гаврилюка, начинается с суммы в $200 долларов. Но можно нарваться и на штраф в $10 тыс. — например, за выброс мусора на обочину, чем грешат водители в Украине.
Очень высокие штрафы — за управление в нетрезвом состоянии. Так, в Германии они стартуют с €500, во Франции вполне можно обеднеть и на €4,5 тыс. (это если не было ДТП), а в Великобритании — раскошелиться более чем на €7000. Ну а в США впервые попавшийся и ничего не натворивший выпивший водитель может отделаться всего лишь $300.
Экзотические правила
В дальних странах правила куда интереснее. Так, в знойном Таиланде, где так и тянет избавиться от лишней одежды, строго запрещено вести мотоцикл, велосипед, мопед и авто с голым торсом. «Если вы женщина-водитель, не стоит ехать в Саудовскую Аравию, — предупреждает Наталия Зозуля. — Здесь даже на дорогах царит патриархат: почти на всех трассах женщинам запрещено садиться за руль. Причем это правило распространяется и на вождение велосипеда. Рулить женщина может только на внутриквартальных дорогах».
Езда «против шерсти»
А есть страны, где движение организовано, с нашей точки зрения, наоборот — по левой полосе. В Европе это Британия, Ирландия и Мальта, а вот по всему миру таких мест немало — особенно там, где когда-то реял британский флаг.
По словам Гаврилюка, опытный водитель левостороннее движение осваивает буквально за полчаса активного движения. Но в первые дни стоит соблюдать осторожность — пока по-настоящему не разберешься, кто кого пропускает на перекрестках и тому подобное.
Пить или не пить
Большинство развитых стран либеральнее Украины в вопросах выпивки за рулем. Дома украинский водитель может нарваться на серьезные неприятности, если количество алкоголя в его крови превышает 0,2 промилле. В большинстве стран ЕС, а также в США, Канаде, Сингапуре, Турции допустимая норма — 0,5—0,8 промилле: столько будет у взрослого человека после выпитой бутылки пива. Но есть страны даже в Европе, где эта норма даже жестче, чем у нас — вплоть до 0 промилле! Так что, «законно» глотнув пивка в Австрии (0,5 промилле), в соседнюю Венгрию (0 промилле) лучше не соваться.
А есть страны (например, Хорватия), где вы можете управлять авто с 0,5 промилле в крови. Но если нарушите ПДД или попадете в ДТП — норма тут же станет 0 промилле. Есть в ряде стран и ограничение: «либеральная» норма относится только к водителям старше какого-то возраста (обычно 21 год) и со стажем (например, более двух лет). Если вы юны или неопытны, то ваша норма — 0—0,2 промилле. Словом, подводных камней хватает. Поэтому за границей водителям лучше установить «сухой закон».
По материалам Сегодня
Читайте также:
6 советов для тех, кто путешествует автостопом
Человеческое равнодушие довело автостопера до нервного срыва
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…