Нынешним летом мы искали интересное место, в котором еще не были и в котором в августе не жарко, и наши многоопытные в этих делах друзья посоветовали ехать сюда. Это, конечно, было странно: искать прохладу в Испании, но друзьям мы верим; не раздумывая долго, нырнули в Airbnb.
В самом деле, это не Испания, какой вы её себе представляете, не жаркое Средиземноморье. Это побережье Атлантики, северо-запад полуострова, Страна басков, гористая и очень зеленая. Пишут, здесь почти каждый день дожди. Сразу бросается в глаза: как положено в приморском городе, стиранное белье здесь сушат над улицей, но над конструкциями для сушки, выставленными в окна домов, укреплены специальные зонты.
При нас дождь срывался всего пару раз, ненадолго, а так погода была райская: 22 — 26 градусов и ветер с океана.
Мы с женой давно решили: в правильном городе народу живет тысяч триста, он стоит на море или большой реке и окружен со всех сторон зелеными горами или холмами, так что эти холмы (горы) видны из любой его точки. Так вот Бильбао — город правильный, стоящий на реке Нервьон недалеко от места, где она впадает в океан.
К океану тут ездят на метро. И главный прикол: вот как посреди Парижа стоит Нотр-Дам, а посреди Рима Колизей, посреди Бильбао — на набережной реки — стоит музей Гуггенхейма, музей современного искусства, здание невероятных форм и удивительной красоты, созданное Фрэнком Гери, одним из самых ярких архитекторов современности. Вот все эти дела: река, океан, Музей Гуггенхейма, зеленые холмы — всё это создает совершенно особый облик и стиль города.
Часто бывает, что в городе есть уютный старый центр, окруженный огромными безликими районами. Здесь не так совершенно: новый Бильбао, построенный в последние десятилетия, наоборот, прекрасен.
Бильбао был основан в XIII столетии и знал славные времена, но по нему бурно прошлась история: в XIX веке тут были разрушительные войны, наполеоновские и местные, гражданские, а во время великой войны 1936 — 1939 его страшно бомбили франкисты. Поэтому от старины в городе мало что осталось. Есть старый центр, вполне симпатичный — со всем, что полагается: узкими улицами и маленькими площадями, мощенными каменной плиткой и заставленными столиками кафе, старыми церквами, загадочными барами, в которых гремит рок и тусит международное вьюношество, тавернами с местной едой и выпивкой.
Тут положено есть рыбу (океан!) и пинчос, сложно устроенные бутербродики со всякой всячиной, в каждом заведении другие, попадаются очень вкусные. В общем, всё как надо. Но центр этот очень небольшой, и только ради него ехать сюда явно не стоит.
Церкви, кстати, не очень интересные, барочные или «бароккизированные», а потом, похоже, еще и сильно обновленные в прошлом веке. Самое интересное в этом районе — дома XIX — начала XX века, странные и ни на что не похожие, с узкими полностью застекленными цветными балконами, какой-то особый баскский модерн.
Естественно, есть широкая лестница, подымающаяся с маленькой площади на высокий холм и усиженная туристами — типа площади Испании в Риме. На противоположном берегу реки — большой район красивых и очень буржуазных бульваров с солидными зданиями, ресторанами и магазинами. Наверное, такого много в Мадриде и Барселоне.
В общем, пишут, вплоть до 1990-ых годов в Бильбао ничего особо интересного и оригинального не было: был большой промышленный провинциальный город, еще и сильно страдавший от экономической депрессии. В 1990-ые мэром был избран кардиолог Иньяки Аскуна, решивший почему-то не пилить бабло и не рубить деревья, а сделать Бильбао городом, уютным для людей — и туристическим центром мирового масштаба. И первое, что он сделал, вообразите: выделил деньги для строительства в Бильбао крупнейшего Музея современного искусства, заказав его проект самому Фрэнку Гери.
Дальше больше: в 1990-ые к строительству в Бильбао были привлечены лучшие архитекторы современного мира. Было проложено метро, проект которого разработал англичанин Норман Фостер (то самое, на котором ездят к океану). Еще один знаменитый архитектор, испанец Сантьяго Калатрава, построил в 2000 году аэропорт и — недалеко от Гуггенхейма — мост Субисури (по-баскски: Белый мост) над рекой, вещь офигительную, в которую мы влюбились мгновенно и навсегда. Это белая изогнутая и наклоненная арка, подвешенная на стальных кабелях, она вымощена стеклянными плитками, которые в темноте подсвечиваются. Мост особенно приколен поздно вечером, в темноте: ты идешь над рекой по удивительному светящемуся коридору.
Кстати, что значит настоящий художник: у самого музея через реку тоже переброшен мост, другой, это был старый мост, самый обычный, стальной, невыразительный, серо-зеленый. Гери, построив музей, придумал добавить к мосту удивительную красную арку и еще какую-то непонятной (мне) функциональности вертикальную каменную фиговину — и мост совершенно преобразился, превратился во что-то небывалое. Собственно, может, у фиговины и нет никакой функции, кроме чисто эстетической: архитектура тут почти превращается в скульптуру.
Еще в новом центре — из самого-самого — была построена «Альондига» (Центр Аскуна), место, устроенное как странная матрёшка: извне идут стены, оставшиеся от винных складов начала ХХ века и стилизованные под средневековую крепость. За ними, внутри — ультрасовременное здание, поднятое над землей на «курьих ножках» — толстеньких, по-разному раскрашенных; их сорок три, и ни одна не похожа на другие.
В здании множество концертных залов, выставочных пространств, библио- и видеотек, ресторанов и других подобных радостей, есть даже бассейн на крыше с прозрачным полом: так что ты стоишь внизу и видишь плавающих высоко над тобой людей. При нас здесь была выставка объектов кинетического искусства.
Рядом — удивительное стеклянное деконструктивистское здание Департамента Здравоохранения, построенное в 2008 по проекту испанца Коль-Барреу.
Уличные фонари в этом районе сделаны в виде высоких торшеров, под ними на мостовой стоят металлические столики и стулья, очень удобные.
Вообще тут — во всём городе — всё удобно и как-то очень человечно: город стоит на холмах, подъемы крутые — и рядом с лестницами во многих местах устроены эскалаторы и лифты: бесплатные, вообразите. Даже ограды удобные: вроде, всё обычно: две параллельные металлические трубы, но нижняя несколько выдвинута вперед, так что на ней, если устал, удобно сидеть, никогда такого не видел.
В смысле архитектурном у Бильбао нет какого-то одного стиля. Город строится как мозаика очень разных районов. Любопытно во время долгой прогулки всё время попадать из одного района в другой: буржуазные, богемные, пролетарские, иммигрантские, просто районы людей среднего класса. Колоритнее всего, конечно, пролетарские. Может быть, потому, что мы гуляли там в вечер католического праздника, и люди продолжали праздновать на улицах.
Дома тут все завешаны политическими плакатами (чего напрочь нет в буржуазных районах), но об этом тоже напишу отдельно. И вот опять-таки видна разность мест, застроенных в разное время: тут есть район социального жилья, строившегося, похоже, в 1960-80-ые годы и сейчас отданного чернокожим иммигрантам. Новые спальные районы очень хороши: огромные дома красивы, и мы не видели двух одинаковых зданий; фонтаны, скверы и т. п.
И последнее: в Бильбао в моей голове развеялся миф о всегда улыбающихся европейцах. В Германии, когда ты встречаешься глазами с прохожим, он непременно улыбается тебе и говорит какое-нибудь своё «морген!». Здешние граждане смотрят гордо, не улыбаются и не здороваются, что, кстати, вовсе не говорит об их недоброжелательности. Все всегда были готовы помочь, правда, объясняться приходилось часто на языке мимики и жестов. Английского тут в основном не знают и, кажется, по этому поводу не очень парятся.
Надписей по-английски почти нет; все официальные на двух языках: баскском и испанском, не официальные — на баскском, по загадочности и непонятности сравнимом разве что с венгерским. Как всё это вяжется с тем, что Бильбао становится всё более популярным мировым туристическим центром, не очень понятно, но как-то вяжется. Нас очень выручало то, что дочка знает латынь: таким образом она общалась с бильбаосцами как бы по-испански. Вот она — ценность классического образования!
В следующем блоге читайте подробнее о музее Гуггенхайма, метрополитене и пляжах Бильбао.
Фото: Владимир Осетинский, Елена Донская, Мария Донская
Читайте также:
Баски выстроились в живую цепь длиной 200 км
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…