Горянская ротонда – один из старейших архитектурных памятников Украины общеевропейского значения. Расположена она на последнем холме Карпат, на окраине Ужгорода. Происхождение и возраст ротонды неизвестны.
Ротонда (rotunda с итал. – «круглое сооружение») – один из ценнейших памятников храмовой архитектуры Украины, по своему возрасту уступает разве что «Софии Киевской».
Старинную святыню открыли относительно недавно и почти случайно. В 1879 году в небольшом селе Горяны возле Ужгорода в полузабытой церкви Св. Анны начались ремонтные работы. Вдруг один из мастеров заметил, как из-под старой штукатурки появляются на свет цветные фрески. В то время Закарпатье входило в состав Австро-Венгерской империи, поэтому, когда о находке стало известно, сюда срочно прибыли специалисты из Будапешта. Исследователи были шокированы, осматривая старинные настенные росписи, ведь только предварительный анализ горянских фресок показал, что они нарисованы в XIV-XV веках. Ученые начали детальное изучение памятника, здесь побывали многочисленные научные экспедиции. Таким образом церковь стала известной на всю Европу.
Фрески и сейчас поражают посетителей высоким мастерством исполнения и одновременно жизненностью персонажей. Ученые придерживаются мнения, что фрески в Горянах относятся к эпохе раннего Ренессанса и выполнены в XIV веке итальянскими мастерами школы Джотто. Технология их создания – это сложная методика, которая сейчас уже не применяется: мокрая «свежая» поверхность при расписывании впитывала в себя 10-сантиметровый слой краски. На стенах храма изображены сцены из Нового Завета. Главные сюжеты: «Благовещение», «Бегство в Египет», «Страсти», «Дары волхвов», «Рождество Христово», «Воскресение». В центре этих сцен всегда выступает женщина – счастливая мать, мать-страдалица, молодая невеста.
В 20-х годах XIV века венгерский король Карл-Роберт из династии Анжу за участие в борьбе против мятежников подарил огромную Ужгородскую доминию итальянскому роду графов Другетов. Одна из семейных ветвей этой династии даже имела усадьбу в Горянах и к своей фамилии добавляла слово «горянские» (Druget de Geren). Обладатель Ужгорода граф Дёрдь Другет был страстным поклонником итальянской живописи, поэтому решил украсить ротонду высокохудожественными фресками. Очевидно, мастера пришли из Италии вместе с графом, который вернулся в Ужгород из Неаполя в 1354 году. А может, работу выполнили странствующие группы талантливых итальянских художников, работавших в то время на землях современной Словакии. Об этом свидетельствует стилистическое родство в росписях фресок многих церквей Чехии и Словакии с ротондой в Горянах.
По сей день между учеными разных стран ведутся дискуссии относительно происхождения Горянской церкви, ее возраста и назначения. Так, закарпатский историк Петр Сова считает, что таинственную ротонду построили в XII веке монахи ордена Святого Павла. Несмотря на то что в Украине выявлено еще 22 храма-ротонд (второй пол. Х – первой пол. XIV в.), четыре из которых сохранились по сей день, по своим архитектурным параметрам храм Святой Анны не имеет аналогов в стране. Горянская ротонда в плане шестиугольная, но этот шестиугольник настолько сглажен, что почти все исследователи изображали план фундамента круглым. В толще стен (2-2,5 метра) вырезаны шесть полукруглых ниш, своды которых соединены между собой. На них строители поставили шестиугольный тамбур, который пробит шестью готическими окнами. Только в конце 1960-х венгерские исследователи нашли «родственников» Горянской церкви среди двух ротонд в венгерских селах Кисшзомбор и Корчо. Одинаковые геометрические формы, строительный материал – все это навело на мысль объединить эти три храма в один архитектурный ряд и говорить о дате постройки – ХІ век.
Горянская ротонда уникальна тем, что является еще и шестигранной. Храмов такой редкой формы в мире – единицы. В связи с этим существует интересное предание о том, что храм может очистить от злых духов и демонических сил, а также предоставить человеку возможность прикоснуться к Вечности. Базируется оно на том, что гексаграмм, то есть шестигранник, – древний астральный знак. Он пришел из Месопотамии в Иудею, где стал символом Бога Яхве, а затем – к средневековым христианам. Мастера, которые возводили подобные здания в древние века, считали, что шестигранник символизирует сверхъестественные силы Солнца и Света, а также Бессмертие и Вечность. Люди верили: когда кто-то становится внутрь такого шестигранника, темные силы отступают.
Вторая часть памятника – прямоугольный готический неф, пристроенный к ротонде в ХV веке. В XVIII веке здесь построили большую башню, а в 1912 году над западным фасадом церкви была надстроена деревянная колокольня. Тогда же были проведены первые реставрационные работы: укреплены фундаменты ротонды, очищены фрески, зашиты трещины, построена новая куполообразная кровля.
В течение долгого времени храм принадлежал римско-католической общине, и только после 1949 года перешел к православным верующим. В 1959-м в колокольню попала молния, после чего храм был закрыт из-за аварийного состояния. Позже церковь стала филиалом Закарпатского краеведческого музея. И только в 1991 году ротонду передали Мукачевской греко-католической епархии. С тех пор здесь проводят регулярные богослужения.
По материалам www.depo.ua
Читайте также:
10 «стран» в Украине, которые стоит посетить
Ужгород превратился в райский сад
Деревянные церкви Карпатского региона
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…