В современных западных странах гендерное равенство — приобретение последних десятилетий. Еще совсем недавно (в исторических масштабах) женщины не имели права голоса ни в государстве, ни в семье. На мусульманском востоке и сейчас с этим огромная проблема — например, в Саудовской Аравии женщинам только три года назад разрешили водить машину, а два года назад — путешествовать без разрешения мужчины-опекуна.
Однако в мире существуют народности и культуры, в которых власть веками принадлежала женщинам, и эта традиция сохраняется до сих пор. В матриархальных сообществах могут быть нарушены права мужчин, но жестокими их нравы не назовешь. За неверность мужей в землю не закапывают, да и вообще вопрос верности как-то мало беспокоит женщин, когда они у руля.
Как живут матриархальные сообщества на разных континентах?
Эта народность компактно проживает в китайских Гималаях на границе с Тибетом, вокруг озера Лугу, на высоте около 2700 м. Приблизительная численность мосуо — 40-50 тысяч. Как многие народности, тысячелетиями живущие в горах, мосуо сильно отличаются даже от ближайших соседей и хранят традиции, которые и китайская “культурная революция” не смогла уничтожить.
Мосуо — земледельцы и рыбаки. При этом вся собственность (дом, земля, лодки для рыбной ловли и катания туристов по озеру) принадлежит женщинам, имущество и фамилия наследуется по женской линии. Дети всегда живут с матерью. Такие общества называют «матрилинейными».
Супружество у мосуо существует в форме гостевого брака: мужчина приходит к жене, причем только по ночам; традиция велит сохранять эти визиты в тайне от посторонних. Браки основаны на взаимных чувствах; девушка вольна выбирать мужа, но ни на нее, ни на него это фактически не накладывает никаких официальных обязательств. Позволено иметь и нескольких мужей одновременно. Некоторые антропологи считают, что раньше женщины мосуо охотно пользовались этой привилегией, но сейчас, под влиянием китайской культуры, большинство браков стали моногамными. Хотя в языке мосуо по-прежнему нет слова “ревность”.
Какими бы длительными и эксклюзивными не были отношения, муж никогда не переезжает к жене, а остается со своей родительской семьей. Если отец хочет проводить время с детьми, приносит в семью жены подарки или деньги, все это приветствуется, но не является обязанностью. А вот участвовать в воспитании племянников, с которыми мужчина живет под одной крышей, — это долг. Случается и так, что женщина не знает, кто отец ребенка; это не радует ее родных, но никто особо не осуждает легкомысленную мать. По сути, о детях заботится коллективная семья, которой заправляет старшая женщина. Она решает, как тратить деньги, что выращивать на поле и кому какую работу делать; у нее хранятся ключи от кладовой. Когда старуха готова передать бразды правления, она выбирает преемницу и торжественно вручает связку ключей — символ власти.
Традиционный дом мосуо строят несколько поколений: самая старая часть с внутренним двором, где бегают куры, и очагом, где готовят еду, Вокруг спальни детей и мужчин, на втором этаже — спальни женщин и кладовые. Привилегия иметь собственную спальню дается девушке, когда она выбирает первого мужчину. Чтобы сохранить хоть какую-то приватность, парень вешает на гвоздике у двери спальни свой головной убор, — нечто вроде таблички “Не беспокоить”.
Домашние хлопоты — уборка, стирка, приготовление еды, уход за курами и свиньями, сбор хвороста — полностью лежит на женщинах. Хотя теперь в домах мосуо уже можно увидеть и телевизор, и стиральную машинку, технику покупают больше из соображений престижа, чем для использования. Мужчины занимаются строительством, торговлей с соседними селениями, пасут овец, рубят дрова, косят траву, ловят рыбу и работают в поле вместе с женщинами. Серьезную часть дохода дает туризм, поэтому часть работы — это, нарядившись в национальные костюмы, исполнять традиционные песни и танцы для туристов, а еще, конечно, отвечать на любопытные расспросы по поводу брачных традиций. Все заработанное мужчины отдают главе семейного клана.
У мосуо смешанная религия — тибетский буддизм и тибетская добуддийская религия бон — культ Великой Матери. Глава семейного клана каждое утро совершает молитву Великой матери, разведя костер и принося небольшие жертвоприношения (например, зерна кукурузы). Однако священником может быть только мужчина.
Эта народность насчитывает 1,2 миллиона человек и компактно проживает в штате Мегхалая на границе с Бангладеш. Этот штат в 19 веке облюбовали британцы, и большинство жителей приняли христианство, которое совмещается с древними верованиями. В столице штата женщины кхаси ведут бизнес, занимают посты в сфере культуры и даже с недавних пор в полиции. Горные кхаси в основном фермеры: выращивают рис, занимаются пчеловодством и птицеводством.
Как и в других матрилинейных сообществах, собственность и имя передается по женской линии. Дом принадлежит женщине. В отличие от мосуо, у которых совет деревни возглавляет мужчина, у кхаси и политическая власть традиционно в руках женщин: жизнью 500 деревень в горах управляют королева и ее супруг, по европейским меркам — принц-консорт. Королева заодно и главная жрица древних женских божеств (христианство этому не помеха), и целительница. На фото ниже она обжигает раскаленным железом кончики волос ребенка, чтобы обеспечить ему удачу и защиту от болезней.
Индия в целом — очень проблемная в плане дискриминации женщин страна; в некоторых штатах веками убивали новорожденных девочек (а после изобретения УЗИ стали делать аборты), если семья считала, что не прокормит «обузу». Насилие над женщинами, в том числе групповые изнасилования, настолько широко распространены, что правозащитники говорят о «культуре изнасилований». Развод или даже вдовство ставят на женщине невидимую «черную метку», делая ее второсортной.
Но у народности кхаси все абсолюно иначе. Женщины здесь пользуются уважением и любовью. Рождение девочки считают благословением, девочек балуют, им дают образование в первую очередь. Вообще кхаси ценят образование — по уровню грамотности этот штат занимает одно из первых мест в Индии.
Браки у кхаси заключаются по любви, хотя родители жениха и невесты участвуют в сватовстве. В последние годы пары часто венчаются по христианскому обычаю. Однако разводы и повторные браки, как и жизнь в одиночку, не считаются чем-то зазорным. После развода содержание детей ложится на плечи женщины и ее родни.
Поскольку у мужчин нет собственности, семья живет в доме жены, и мужчина должен подчиняться свекрови. Домашней работой в основном заняты женщины, а мужчины работают на полях, все заработанные деньги отдавая жене. Мужчин здесь считают «слабым полом», женщины активно участвуют в разных политических движениях, международных мероприятиях, развивают экономику (в частности, органическое фермерство) и культуру. Язык кхаси лишь в 19 веке обрел письменность, и первая книга, изданная в 1989 году, принадлежала перу женщины.
Однако далеко не всем мужчинам нравится такое положение дел. Многие предпочитают жениться на младших дочерях, которые не наследуют материнский дом и потому строят жилище отдельно от своей семьи. А еще мужчины кхаси нередко ставят условием женитьбы, чтобы жена во всем подчинялась мужу — то есть шла против вековых традиций. Также существует движение мужчин «за освобождение» — аналог феминистских движений, насчитывающий около 2 тыс участников.
Туареги — воинственный кочевой народ из группы берберов, живущий в нескольких странах Северной и Западной Африки (Алжир, Ливия, Мали, Буркина-Фасо). Сейчас большая часть туарегов живут оседло, в оазисах или на окраинах городов, занимаясь земледелием, разведением скота, выделкой кожи и изготовлением серебряных изделий, но некоторые племена по-прежнему кочуют в Сахаре со стадами верблюдов и коз.
Социальное деление у туарегов совпадает с этническим: богатые и знатные — это светлокожие берберы, бедные — темнокожие, потомки других племен, некогда завоеванных туарегами и превращенных в рабов. Теперь они свободны, однако на социальной лестнице находятся ниже.
Хотя туареги приняли ислам, у них сохраняется доисламский склад жизни, в частности — матрилинейность. Собственность (скот, украшения, домашняя утварь) передается по женской линии и управляется женщиной; мужчина живет в доме жены. Своего у него — только верблюд и разборной шатер. Девочкам дают образование, тогда как мужчины могут оставаться неграмотными. Они — воины и добытчики, а женщины — носители культуры.
Во главе племени стоит вождь и его советники-мужчины, однако мать вождя может наложить вето на любые решения.
Экзотическая подробность: женщины туарегов не закрывают лица (разве что от ветра), а вот мужчины — да. В 18 лет мальчику дарят длинный шарф синего или белого цвета, из которого сооружается тюрбан и повязка на лицо — так, чтобы видны были только глаза. По древнему закону, посторонние не должны видеть лица туарега, приспустить платок можно только во время еды. Правда, в последние годы этот обычай соблюдается не так жестко, и фотографы вполне могут поймать туарега с отрытым лицом.
Традиционный синий краситель индиго из-за недостатка воды вбивают в ткань палками, поэтому он постоянно осыпается, окрашивая кожу туарегов; а мыться им тоже особенно негде, вместо воды используют растирание песком. Из-за голубоватого оттенка кожи их прозвали «синими людьми Сахары».
Брачные обычаи туарегов впечатляют, особенно на фоне торжества исламской культуры вокруг. Женщины туарегов до свадьбы пользуются полной сексуальной свободой наравне с мужчинами. Считается, что чем больше партнеров до свадьбы — тем лучше невеста. Для знакомств устраивают специальные вечеринки, на которых парни поют для своих избранниц, ухаживают за ними, а затем, если повезло, увозят понравившуюся девушку в ночную пустыню. Если после случайной связи рождается ребенок, а отец неизвестен, совет племени по схожести черт выбирает ребенку отца.
После свадьбы супруги должны остепениться. Хотя ислам позволяет иметь четырех жен, туареги моногамны и рассматривают преданность жене как дело чести. Жена тоже должна блюсти верность, но может общаться с друьями, в том числе и мужского пола. Развод возможен и не осуждается; после него дети остаются с матерью, как и все ее имущество.
Пример этих и других матриархальных племен показывает, что роль женщин в повседневной жизни древних культур далеко не всегда сводилась к триаде «кухня-дети-угождать мужу». И даже там, где вроде был царил патриархат, все было, как говорится, неоднозначно. Недавно найдены доказательства, что среди воинов-викингов были женщины.
Читайте также:
Многомужество в Непале, или Кого непальские дети называют папой
Опрос украинцев: женщинам – семья, мужчинам — работа
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…