Зеленый свет – езжай, красный — стой. Каждому водителю и пешеходу понятны эти сигналы светофора. Но как быть с дикими животными? Природа не обучена правилам дорожного движения. “Железные кони” пугают диких зверей: животные стараются избегать больших городов и автомобильного трафика. Окружённые асфальтом со всех сторон, они становятся заложниками, так как не могут перейти дорогу. А дорожного полотна с каждым годом все больше: по официальным данным, в мире построено уже около 31 млн. км.
Согласно отчёту Всемирного фонда дикой природы WWF “Живая Планета 2016”, за последние 50 лет мир уже потерял 58% численности популяций позвоночных животных. Вместе с сокращением площади ареала обитания (едва ли не крупнейшей угрозой для дикого мира), возрастают и другие риски, например, восприимчивость к болезням или доступность для браконьеров. Нередки и случаи ДТП с животными. Последнюю проблему можно решить с помощью экодуков — мостов для животных.
Мосты для зверей
Экодуки — это специальные конструкции, благодаря которым животные могут безопасно перейти дорогу. Обычно экодуки строятся в виде мостов или тоннелей, но выглядят как естественное продолжение среды: на экодуке растет трава, кусты, иногда даже деревья.
Первые такие переходы были построены во Франции в 1950-х годах, а сейчас примеру французов следуют во всем цивилизованном мире, от Австралии до Северной Европы.
В одних только Нидерландах построено более 600 экодуков, которые спасают жизнь барсукам, кабанам и оленям. Страна ветряков и тюльпанов может похвастаться также самым длинным в мире мостом для животных, протяженность которого составляет 800 метров.
15 стран Центральной и Южной Америки объединились ради инициативы “Коридор для ягуара”, в Индии и Непале успешно создают экодуки для тигров, слонов и носорогов.
В Новой Зеландии и Австралии есть мосты для крабов, в Австралии — еще и веревочная лестница для какаду, а в Норвегии – переход для пчел.
В России действуют два экодука: в Калужской области и в Приморье, где мост предназначен для диких кошек.
Увы, на территории Украины пока нет подобных конструкций, но прямо сейчас в рамках международного проекта TRANSGREEN экологи и защитники природы (в том числе украинские) изучают влияние будущих дорог на миграцию крупных хищников в пределах Карпат, а также разрабатывают правовую базу и рекомендации для строительства экодуков – в первую очередь в Румынии, но потом, возможно, и в Украине. Речь о переходах для таких крупных хищников, как рысь и медведь (ориентировочная численность этих зверей в Карпатах – 200 и 220 особей соответственно).
Насколько экодуки эффективны?
В достаточной мере. Ими пользуются не только крупные животные, но и лягушки, птицы, бабочки, жуки, пауки. Например, в Германии два исследования, проведенные между 2005 и 2009 годами, показали, что за год почти 2300 животных воспользовались эко-мостом через автобан А11 в Бранденбурге, и 1368 за год — на эко-мосту в Нидеркрюхтене (в том числе косули, кабаны, кролики, зайцы, лисы, барсуки и пр.).
В ходе испытания хорватского экодука на трассе между Карловацем и Риекой перемещения животных были зафиксированы инфракрасными датчиками, при этом учитывались животные размером от лисицы. В течение года удалось зафиксировать около 6 000 перемещений по экодуку. В основном мостом пользовались медведи, лисы и рыси.
Почему мосты строятся прежде всего для крупных хищников?
Это ключевые виды, которые помогают поддерживать баланс целой экосистемы конкретного региона, поэтому часто экодуки строят в расчете на них. Дело в том, что если крупные животные исчезают с территории обитания, последствия распространяются на всю пищевую цепочку. Например, если исчезнут хищные животные, это повлечет за собой увеличение популяции травоядных, которые будут нуждаться в большем количестве еды, а следовательно – начнут потреблять больше растений, что тоже повлечет за собой негативные экологические последствия.
Людям важно помнить, что хотя развитие цивилизации является неотъемлемой частью жизни человечества, дикая природа на это не «подписывалась”. И если мы не можем не дробить леса на кусочки, когда строим дороги и засеваем поля, то обязаны хотя бы обеспечить сообщение между этими раздробленными участками.
Автор: Тарас Ямелинец, эксперт WWF в Украине, национальный координатор проекта TRANSGREEN.
Читайте также:
В Украине страдают и гибнут экзотические животные
Под Черниговом восстанавливают уничтоженную человеком дикую природу
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…