Люки смотровых колодцев канализационных и прочих коммунальных систем во всем мире и в Украине, в основном, круглые, за редким исключением. Но этой универсальности предшествовала долгая история.
Когда в середине XIX века в крупных городах начали строиться канализационные системы, пусть и несовершенные, но уже похожие на современные, люки канализационных колодцев могли иметь любую форму — от круглой до многоугольной.
Однако с развитием автотранспорта и повсеместной прокладкой асфальтированных дорог возникла потребность в прочных люках, которые без проблем будут выдерживать наезд колеса автомобиля и к тому же не будут создавать препятствий на дороге. Тогда и началась стандартизация размеров и формы люка.
— Износостойкость. Величина срока службы напрямую зависит от целостности крышки люка. Если у прямоугольной или треугольной крышки отломится\повредится один из углов, распределение нагрузки станет неравномерным, и со временем это приведет к повреждению других углов.
Круглая крышка – нет уязвимых углов, на которые приходится большая нагрузка, все распределено равномерно.
— Канализационные колодцы практически всегда круглые, логично, что и люки круглые тоже. У люка просто диаметр чуть побольше – чтобы не проваливался. А почему колодцы круглые? Потому, что круглая труба или колодец всегда прочнее – на изгиб, сдавливание, растяжение и т.п., чем труба или колодец квадратного сечения. Известна история с британским лайнером «Комета» — первым реактивным самолетом: несколько «комет» были потеряны из-за разрушений корпуса, начавшихся с угла квадратных иллюминаторов. До использования реактивных двигателей в самолетах, на меньших скоростях и нагрузках, форма иллюминаторов не имела значения, а с ростом скорости стала критичной. После этого все иллюминаторы на пассажирских самолетах стали круглыми, и лишь в последнее время, с появлением новых материалов высокой прочности, конструкторы стали позволять себе всякие овальные вольности.
Тот же принцип сопромата работает что для самолетов, что для канализационных колодцев. И колодец, закопанный в землю, тоже подвергается большим нагрузкам из-за невидимых, но вполне реальных смещений грунта. Поэтому лучше ему быть круглым, а где круглая дырка – там и круглая крышка.
— Круглый люк не упадет в колодец, даже если его сдвинуть с места или повернуть на ребро. Что запросто может случиться с квадратным люком: поставили на ребро и уронили вниз по диагонали, которая, естественно, длиннее, чем сторона квадрата.
— Чтобы поднять круглую крышку люка, усилие можно приложить в любой точке. Чтобы поднять квадратную, нужно приложить усилие на двух соседних углах, что может быть не всегда удобно. По этой же причине, кстати, крышки на банках тоже всегда круглые, хотя сама банка может быть четырехгранной.
— Катить проще, чем носить в руках. Чтобы откатить люк от колодца, достаточно одного рабочего. Чтобы оттащить квадратный люк из чугуна, понадобились бы двое.
— Круглая форма обеспечивает максимальную площадь при минимальной длине сторон. Поэтому круглая форма люка экономичнее в производстве: из одного и того же количества чугуна можно отлить больше круглых люков, чем квадратных той же площади.
— Меньше эталонных размеров, которым должно соответствовать изделие, – меньше брака. У квадратного люка эталонные углы и длины сторон. У круглого – только диаметр.
Если люк на петлях, то круглая форма неудобна. Его приходится либо крепить на одной петле, либо на двух, но тогда часть люка при подъеме будет уходить вниз, частично перекрывая колодец. И то, и другое неудобно. Зато, если люк на петлях, отпадает опасность уронить его в открытое отверстие. Так что там, где появляются петли, круглые люки обычно исчезают. Остаются любые формы, имеющие хотя бы одну прямую сторону, достаточной длины, чтобы к ней можно было прикрепить, как минимум, две петли.
Кроме того, в некоторых странах популярны треугольные люки для смотровых колодцев электрических сетей. В таких случаях острый угол равностороннего треугольника указывает направление прокладки сетей.
Крышки должны быть тяжелыми, чтобы их не сдвигали автомобили во время движения, а еще — чтобы люки не воровали (все равно их воруют, чтобы сдать на металлолом, но большой вес все же сокращает число краж). И потому крышки люка делают в основном из чугуна, иногда из бетона или сочетания чугуна с бетоном — такую крышку в пункте приема вторсырья уже не примут.
Современные люки делают не только из чугуна или бетона, но и из пластика (в том числе переработанного).
Курьезный момент: вопрос о том, почему люки круглые, иногда используют HR-специалисты на интервью, чтобы проверить общий культурный уровень кандидата. А если он не знает ответа — проверяется способность мыслить креативно и быстро реагировать в стрессовой ситуации. Впрочем, кадровики запросто могли бы спрашивать кандидатов и о том, почему Земля круглая. Базовые знания по естественнонаучным предметам школьного курса так быстро исчезают из обихода, что подобные вопросы становятся чем-то вроде головоломки для среднестатистического гражданина.
Читайте также:
Ученые создали сверхпрочный неразрезаемый материал
Идеально круглая: 90-метровая льдина вращается посреди реки штата Мэн
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…