Транспорт, наряду с жильем, является основой путешествий. Он может подарить положительные ощущения, а может существенно испортить настроение и планы. Мне бы хотелось рассказать вам о том, насколько «бесперебойна» работа транспорта в Италии, чтобы, по возможности, помочь желающим посетить Апеннинский сапожок.
Сразу скажу, что говорить буду от своего лица, то есть того лица, что проживает на Севере Италии, а в частности – в Ломбардии, т.е. в регионе, который является одним из самых «европейских» по стандартам жизни и ментальности (читай пунктуальности и организованности). По ощущениям: чем южнее двигаешься, чем ситуация с транспортом (и не только) при прочих равных условиях становится хуже. Ну, обо всем по порядку…
Ситуация первая
«Я вспомнил, что мне нужно ехать,
Поймал такси и ринулся на вокзал.
Мой поезд умчался, а я остался
И мудрый стрелочник сказал:
Кто не успел, тот опоздал…»
(Слова песни В.Кузьмина «Кто не успел, тот опоздал»)
Если вы решите приехать, например, в Милан и сделать его своей отправной точкой для радиальных выездов в близлежащие интересные местечки вроде Комо, Бергамо, Павии, Мантуи, Кремоны, Вероны и т.д., то вам без «хорошо развитого» железнодорожного сообщения не обойтись. Зайдешь на сайт железной дороги, сверишься с расписанием, и убедишься, что поезда ходят часто, ходят регулярно и стоят не так уж и дорого. Не надо часами искать парковку, не надо за нее платить, не надо вспоминать место, где оставил машину. Сплошные плюсы в пользу железной дороги, к тому же проявляем заботу об экологии. Но есть такое немаленькое «но». Поезда в Италии опаздывают!Поверьте, они опаздывают всегда! ВСЕГДА! И ВЕЗДЕ! И обычно не на пять минут.
Если вы были в Италии и ездили в поезде, и не опоздали, значит — вы сорвали джекпот. Опаздывают все поезда: и суперскоростные, которые стоят дороже самолета, и региональные. Даже швейцарские поезда, как только пересекают границу с Италией, начинают запаздывать! Это не шутка. Кому доводилось ездить на скоростном поезде «Интерсити» Цюрих-Милан, знает. Также опаздывают и междугородние, и городские автобусы. Не переживайте, просто смиритесь. Это Италия.
Планируя свои поездки, рассчитывайте необходимый запас времени. Даже аэроэкспрессы (электрички в аэропорт) опаздывают. Я бы выезжала намного заранее, если речь идет о вылете. Я бы учитывала как минимум 30 минут возможного опоздания. Обычно, если между пересадками в расписании меньше 20 минут, я даже не рассматриваю такой вариант.
Три года я каждый день ездила на поездах, и только 1 из 10 поездов приходил «почти вовремя». Они выезжают с опозданием, а потом его еще накапливают.
А однажды, зная об этой милой особенности поездов, я пришла совсем впритык на посадку в поезд, и помахала ему вслед. Его отправили раньше времени, указанного в расписании! Ж/д работник, который его отправил свистком, посмеялся надо мной и утешил тем, что следующий будет «всего лишь» через 30 мин. Но пришел он через 45 мин.
Ситуация вторая.
«Кто не работает, с тем не занимаются любовью!» —
Моя жена мне так вчера сказала!
Моя жена мне так вчера сказала!
Домой вернулся я уставшим,
Присел, но стол был не накрыт,
Сердитая, она мне крикнула,
Что из трех дней два я был на забастовке.
Тех денег, что ей даю,
Ей не хватает, и он решила,
Что мне объявит забастовку!»
(Слова песни А.Челентано «Кто не работает, тот не занимается любовью»)
Есть еще одно «но», связанное с работой транспорта в Италии. Это забастовки, или шоперо по-итальянски (sciopero). Транспортные забастовки в Италии бывают трех видов. Национальные забастовки всех видов транспорта (самые страшные и ужасные), региональные забастовки одного вида транспорта (тоже те еще забастовки, если вы рассчитывали опять же на ж/д транспорт, например) и забастовки городского транспорта в определенном населенном пункте (ну, считай в этот день вы совершите пеший обход достопримечательностей).
Национальные забастовки бывают достаточно редко, где-то пару раз в год. Локальные чаще всего происходят в больших городах, но тоже не очень часты. Самые частые – это наши любимые региональные забастовки железной дороги. Эти случаются регулярно – минимум раз в месяц. Наверное, нет взаимопонимания между руководством и профсоюзами.
Какие же обстоятельства следует учитывать? Если забастовка происходит в рабочий день (чаще всего, это пятница, очень редко другой день), то есть все же шанс не отменять свои планы путешествий. По закону, бастующие обязаны гарантировать работу в определенные интервалы времени, когда люди могут добраться на работу в другой город утром и вернуться с работы домой вечером. Это означает, что если вы выедите с 6 до 9 утра и вернетесь обратно с 18 до 21, то свое путешествие вы совершите, разве что не сможете найти места для сидения. Однако если забастовка намечена на выходной – то тут почти без шансов. Поезда не гарантируются. Какие-то заблудшие могут ходить, но ничто не гарантировано, даже аэроэкспресс.
Ситуация третья
«Па-ба-ба-ба-ба ба-ба-ба-ба-ба
Не садил — так не ломай, ай.
Па-ба-ба-ба-ба ба-ба-ба-ба-ба
У нас сегодня Первомай, ай»
(Слова песни «Первомай», 5’nizza)
Что же на этот раз? Причем тут 1 Мая и транспорт? Дело в том, что есть в Италии священные праздники, когда ни один водитель общественного транспорт на работу «ни-ни». Речь идет о Рождестве, Новом Годе, Пасхе и … 1 Мая. В эти дни транспорт или ходит крайне редко, да и то до 18.00, или, вообще, не ходит. К примеру, в Милане 1 Мая после 18.00 можете добраться в нужный пункт или пешком, или только на такси. Ни метро, ни автобус, ни проходящий региональный поезд, ни трамвай, ни троллейбус вас никуда не довезут. Обратите внимание, что даже метро закрыто. В более мелких городах транспорт, вообще, целый день не ходит. Пригородные поезда могут ходить, но по очень сокращенному расписанию.
Ну, и раз мы уже заговорили о праздниках, то как тут не вспомнить месяц отпусков – август? В августе обычно расписание всех видов транспорта в Италии значительно урезают. Также, днем урезанного расписания является воскресенье. Поэтому если вы думали направиться в короткую поездку «туда-обратно» именно в воскресенье, то заранее убедитесь, что будет обратный автобус или поезд в намеченное вами для возвращения время.
Пожалуй, на этом пора заканчивать, а то еще на поезд опоздаю:). Кто предупрежден, тот вооружен. Приятного всем путешествия по Италии!!!
Продолжение следует…
Наталья Сысенко, украинка. Училась, живет и работает в Италии
Читайте также:
Эстетическая хирургия – одно из наиболее развивающихся направлений современной медицины. Актуальные методики и технологии дают…
Украина уверенно движется к развитию легального игорного бизнеса, привлекая внимание как местных предпринимателей, так и…
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…