За три месяца нашего путешествия по Индии мы объездили страну на поездах с севера на юг и с запада на восток.
Взять билет на нужный вам поезд можно несколькими способами. Во-первых, вы можете обратиться в специальные туристические агентства, которые есть практически во всех городах Индии. Вежливый и профессиональный агент с хорошим английским расскажет обо всех возможных вариантах, уточнит наличие мест, подберет поезд, который будет наиболее точно отвечать вашим запросам. Кроме того, в туристических агентствах часто нет очередей, так что вам не придется долго ждать и мучиться от духоты и вокзального шума. Минус такого способа покупки билетов только один — организации берут за свои услуги немалую комиссию. За наш первый билет на индийский поезд — из Агры в Джайпур — мы заплатили втридорога: 600 рупий при стоимости билета 200.
Также вы можете купить билеты на поезд онлайн. Однако не спешите радоваться — чтобы получить такую возможность, вам придется пробираться сквозь жутчайшие дебри индийской бюрократии. Сперва следует зарегистрироваться на сайте Индийских железных дорог — irctc.co.in. Для этого обязательно нужна SIM-карта одного из мобильных операторов Индии, номер которого начинается на +91… Именно на указанный телефон вам придет сообщение с одноразовым паролем, который позволит завершить регистрацию. Если же индийского номера у вас нет, нужно будет отправить запрос на получение пароля по почте care@irctc.co.in, приложив к письму скан-копию загранпаспорта. Иногда слезное письмо на адрес техподдержки Indian Railways приходится отправлять несколько раз, иногда — добавлять копии дополнительных документов и доказывать невидимым чиновникам, что ты не верблюд.
Если вам все же удалось зарегистрироваться в системе, добро пожаловать на официальный сайт Индийской железной дороги. Здесь вы сможете самостоятельно бронировать и покупать билеты на поезда онлайн — но только в теории. Ведь кроме того, что весь сайт крайне глючный и недружелюбный к пользователю, так и билет оплатить можно только картой одного из индийских банков, которой у туристов, скорее всего, нет. Однако не стоит вешать нос — вы всегда можете использовать сервисы-посредники ClearTrip.com или MakeMyTrip.com, которые за скромное вознаграждение в 10 рупий предоставят вам полный набор онлайн-услуг, включительно с мобильным приложением.
Если же у вас не хватило нервов проходить долгую регистрацию на сайте Indian Railways (а у нас, к примеру, не хватило) — добро пожаловать в кассы вокзалов. В больших городах (Калькутте, Ченнаи, Дели, Джайпуре…) существуют специальные туристические офисы — International Tourist Bureau. Здесь будет значительно меньше людей, поэтому очереди не будут длинными. Иностранцам билеты продают исключительно по паспорту.
Купить билеты сегодня на сегодня — практически нереальная задача, поэтому планировать поездку всегда нужно наперед. Отметим, у Индийских железных дорог есть огромное количество разнообразных квот (Defence — для военнослужащих, Ladies — для женщин, Handicaped — для людей с инвалидностью, Parliament — для государственных и административных служащих). Однако туристов интересуют только две главные квоты — Tatkal и Foreign Tourist Quota. Первая позволяет приобрести билеты приблизительно за 24 часа до отправления поезда с небольшой наценкой. Вторая же предназначена исключительно для иностранцев, и очень часто по этой квоте можно купить билеты, когда обычных уже давным-давно нет. Но доступно это только в кассах вокзалов.
При покупке билета важно обращать внимание на тип документа, который вам предлагают. Вы получите место в поезде, только если на проездном значится статус Сonfirmed. Часто в кассах предлагают купить билет Waiting list (в листе ожидания). В теории такой статус значит, что если кто-то отменит свою бронь или сдаст билет, вам сразу же предоставят место согласно порядку очереди. Перед отправлением поезда на каждый вагон помещается список подтвержденных пассажиров — вы можете найти там свое имя и занять указанное место.
Однако на практике система Waiting list дает вам право проезда в вагоне без конкретного места. Примерно также работает и статус билета RAC (reservation against cancelation, бронирование до отмены). Именно поэтому людей в обычном индийском вагоне всегда вдвое больше, нежели мест, пассажиры часто спят прямо в проходах на полу или же договариваются с попутчиками разделить место на двоих. Кроме пассажиров из Waiting list в поездах часто едут «зайцы», ведь далеко не всегда в вагон заходит проверяющий — если повезет, доехать до нужного города можно и без билета.
Индийские поезда предоставляют большое разнообразие типов вагонов, которые отличаются уровнем комфорта и, соответственно, ценой. К примеру, General Compartment – это самый дешевый вагон, где вам выдадут билет без места. Именно эти вагоны иностранные фотографы запечатлевают на своих снимках — поезд, в котором люди едут даже на крыше, смотрится очень экзотично.
First Class AC – чистое и опрятное купе с кондиционером или вентилятором. Стоить такая поездка будет значительно дороже, однако вы получите достаточный уровень комфорта и приватности.
Однако наиболее популярными среди бэкпекеров являются вагоны Sleeper Class. Они довольно дешевые: за билет из Дели в Васко да Гама, расстояние между которыми составляет 1888 километров, мы заплатили 1135 рупий (17$). Такие вагоны похожи на украинский плацкарт, однако с каждой стороны расположено не две, а три полки. На потолке размещены три вентилятора, которые очень спасают в жаркий день. «Слиперы» также делятся на несколько категорий: в наиболее дешевых нет постельного белья, поэтому лучше взять с собой туристический спальник. В более дорогих вы получите постельный комплект и троих попутчиков вместо пятерых.
В «слиперах» в каждом купе есть розетки. Во время нашей 42-часовой поездки в штат Гоа они стали настоящим спасением, ведь можно было не терять времени даром, а работать за ноутбуком даже в дороге.
Кроме того, в поездах работают вагоны-рестораны, в которых можно заказать вкусный горячий обед. Официальные власти строго следят за соблюдением санитарных норм. Также вы сможете приобрести фильтрованную бутилированную воду Rail Neer — она считается одной из лучших марок в Индии. Время от времени по вагонам проходит сотрудник в униформе, который принимает заказы и разносит еду. В большинстве случаев, блюда в вагоне-ресторане будут вегетарианскими и острыми.
В вагонах нет проводника, который бы разбудил тебя на нужной станции. Ориентироваться по времени также не слишком надежно, ведь поезда в Индии часто опаздывают или же наоборот — приходят слишком рано. Следить за передвижением лучше всего, сверяясь с Google-картами, благо покрытие 3G b 4G в стране довольно неплохое.
На каждой станции в вагон заходят разномастные торговцы, у которых можно купить что угодно — от чашечки чая-масалы до шелковых сари, расшитых золотыми нитями. Каждый будет предлагать тебе ознакомиться со своим товаром, часто никак не реагируя на протесты и попытки отказаться. Поэтому стоит набраться терпения или прикинуться спящим (или мертвым).
Индийские поезда — это удивительный мир. С вами точно начнут разговаривать, предлагать еду или дарить сладости, вас попросят сделать совместное селфи или добавят в друзья на Facebook. Вам будут улыбаться и показывать фотографии детей и дальних родственников, будут расспрашивать о том, понравилась ли вам Индия и приедете ли вы еще раз. Индийский поезд не просто везет вас в другой город, он подарит множество новых знакомых и помощников, расширит мир и поможет понять незнакомую культуру.
Фото: Игорь Ващишин (кроме подписанных).
Читайте также:
Топ-10 фильмов о путешествиях в жанре road movie
Мужчина приехал на велосипеде из Индии в Швецию ради встречи с любимой. Они вместе более 40 лет
В Индии из пластиковых отходов строят дороги
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…