• Поезд на Дарджилинг. Как объехать Индию по
    Блоги

    Поезд на Дарджилинг. Как объехать Индию по "железке" и остаться в живых

    Поезда в Индии - удобный вариант для туристов-бэкпекеров: тебе обеспечен хотя бы минимальный комфорт, билеты недорогие, а добраться можно практически в любой город.

    За три месяца нашего путешествия по Индии мы объездили страну на поездах с севера на юг и с запада на восток.

    Как взять билет на поезд?

    Взять билет на нужный вам поезд можно несколькими способами. Во-первых, вы можете обратиться в специальные туристические агентства, которые есть практически во всех городах Индии. Вежливый и профессиональный агент с хорошим английским расскажет обо всех возможных вариантах, уточнит наличие мест, подберет поезд, который будет наиболее точно отвечать вашим запросам. Кроме того, в туристических агентствах часто нет очередей, так что вам не придется долго ждать и мучиться от духоты и вокзального шума. Минус такого способа покупки билетов только один — организации берут за свои услуги немалую комиссию. За наш первый билет на индийский поезд — из Агры в Джайпур — мы заплатили втридорога: 600 рупий при стоимости билета 200.

    Также вы можете купить билеты на поезд онлайн. Однако не спешите радоваться — чтобы получить такую возможность, вам придется пробираться сквозь жутчайшие дебри индийской бюрократии. Сперва следует зарегистрироваться на сайте Индийских железных дорог — irctc.co.in. Для этого обязательно нужна SIM-карта одного из мобильных операторов Индии, номер которого начинается на +91… Именно на указанный телефон вам придет сообщение с одноразовым паролем, который позволит завершить регистрацию. Если же индийского номера у вас нет, нужно будет отправить запрос на получение пароля по почте care@irctc.co.in, приложив к письму скан-копию загранпаспорта. Иногда слезное письмо на адрес техподдержки Indian Railways приходится отправлять несколько раз, иногда — добавлять копии дополнительных документов и доказывать невидимым чиновникам, что ты не верблюд.

    Если вам все же удалось зарегистрироваться в системе, добро пожаловать на официальный сайт Индийской железной дороги. Здесь вы сможете самостоятельно бронировать и покупать билеты на поезда онлайн — но только в теории. Ведь кроме того, что весь сайт крайне глючный и недружелюбный к пользователю, так и билет оплатить можно только картой одного из индийских банков, которой у туристов, скорее всего, нет. Однако не стоит вешать нос — вы всегда можете использовать сервисы-посредники ClearTrip.com или MakeMyTrip.com, которые за скромное вознаграждение в 10 рупий предоставят вам полный набор онлайн-услуг, включительно с мобильным приложением.

    Если же у вас не хватило нервов проходить долгую регистрацию на сайте Indian Railways (а у нас, к примеру, не хватило) — добро пожаловать в кассы вокзалов. В больших городах (Калькутте, Ченнаи, Дели, Джайпуре…) существуют специальные туристические офисы — International Tourist Bureau. Здесь будет значительно меньше людей, поэтому очереди не будут длинными. Иностранцам билеты продают исключительно по паспорту.

    Купить билеты сегодня на сегодня — практически нереальная задача, поэтому планировать поездку всегда нужно наперед. Отметим, у Индийских железных дорог есть огромное количество разнообразных квот (Defence — для военнослужащих, Ladies — для женщин, Handicaped — для людей с инвалидностью, Parliament — для государственных и административных служащих). Однако туристов интересуют только две главные квоты — Tatkal и Foreign Tourist Quota. Первая позволяет приобрести билеты приблизительно за 24 часа до отправления поезда с небольшой наценкой. Вторая же предназначена исключительно для иностранцев, и очень часто по этой квоте можно купить билеты, когда обычных уже давным-давно нет. Но доступно это только в кассах вокзалов.

    Фото: Getty Images

    Что такое статус билета?

    При покупке билета важно обращать внимание на тип документа, который вам предлагают. Вы получите место в поезде, только если на проездном значится статус Сonfirmed. Часто в кассах предлагают купить билет Waiting list (в листе ожидания). В теории такой статус значит, что если кто-то отменит свою бронь или сдаст билет, вам сразу же предоставят место согласно порядку очереди. Перед отправлением поезда на каждый вагон помещается список подтвержденных пассажиров — вы можете найти там свое имя и занять указанное место.

    Однако на практике система Waiting list дает вам право проезда в вагоне без конкретного места. Примерно также работает и статус билета RAC (reservation against cancelation, бронирование до отмены). Именно поэтому людей в обычном индийском вагоне всегда вдвое больше, нежели мест, пассажиры часто спят прямо в проходах на полу или же договариваются с попутчиками разделить место на двоих. Кроме пассажиров из Waiting list в поездах часто едут «зайцы», ведь далеко не всегда в вагон заходит проверяющий — если повезет, доехать до нужного города можно и без билета.

    Какие существуют типы вагонов?

    Индийские поезда предоставляют большое разнообразие типов вагонов, которые отличаются уровнем комфорта и, соответственно, ценой. К примеру, General Compartment – это самый дешевый вагон, где вам выдадут билет без места. Именно эти вагоны иностранные фотографы запечатлевают на своих снимках — поезд, в котором люди едут даже на крыше, смотрится очень экзотично.

    Фото: Shutterstock

    First Class AC – чистое и опрятное купе с кондиционером или вентилятором. Стоить такая поездка будет значительно дороже, однако вы получите достаточный уровень комфорта и приватности.

    Однако наиболее популярными среди бэкпекеров являются вагоны Sleeper Class. Они довольно дешевые: за билет из Дели в Васко да Гама, расстояние между которыми составляет 1888 километров, мы заплатили 1135 рупий (17$). Такие вагоны похожи на украинский плацкарт, однако с каждой стороны расположено не две, а три полки. На потолке размещены три вентилятора, которые очень спасают в жаркий день. «Слиперы» также делятся на несколько категорий: в наиболее дешевых нет постельного белья, поэтому лучше взять с собой туристический спальник. В более дорогих вы получите постельный комплект и троих попутчиков вместо пятерых.

    Услуги и комфорт

    В «слиперах» в каждом купе есть розетки. Во время нашей 42-часовой поездки в штат Гоа они стали настоящим спасением, ведь можно было не терять времени даром, а работать за ноутбуком даже в дороге.

    Кроме того, в поездах работают вагоны-рестораны, в которых можно заказать вкусный горячий обед. Официальные власти строго следят за соблюдением санитарных норм. Также вы сможете приобрести фильтрованную бутилированную воду Rail Neer — она считается одной из лучших марок в Индии. Время от времени по вагонам проходит сотрудник в униформе, который принимает заказы и разносит еду. В большинстве случаев, блюда в вагоне-ресторане будут вегетарианскими и острыми.

    В вагонах нет проводника, который бы разбудил тебя на нужной станции. Ориентироваться по времени также не слишком надежно, ведь поезда в Индии часто опаздывают или же наоборот — приходят слишком рано. Следить за передвижением лучше всего, сверяясь с Google-картами, благо покрытие 3G b 4G в стране довольно неплохое.

    На каждой станции в вагон заходят разномастные торговцы, у которых можно купить что угодно — от чашечки чая-масалы до шелковых сари, расшитых золотыми нитями. Каждый будет предлагать тебе ознакомиться со своим товаром, часто никак не реагируя на протесты и попытки отказаться. Поэтому стоит набраться терпения или прикинуться спящим (или мертвым).

    Индийские поезда — это удивительный мир. С вами точно начнут разговаривать, предлагать еду или дарить сладости, вас попросят сделать совместное селфи или добавят в друзья на Facebook. Вам будут улыбаться и показывать фотографии детей и дальних родственников, будут расспрашивать о том, понравилась ли вам Индия и приедете ли вы еще раз. Индийский поезд не просто везет вас в другой город, он подарит множество новых знакомых и помощников, расширит мир и поможет понять незнакомую культуру.

    Фото: Игорь Ващишин (кроме подписанных).

    Читайте также:

    Топ-10 фильмов о путешествиях в жанре road movie

    Мужчина приехал на велосипеде из Индии в Швецию ради встречи с любимой. Они вместе более 40 лет

    В Индии из пластиковых отходов строят дороги

     

    Загрузить еще