Одна из главных проблем модной индустрии — ее неэкологичность. На производство одежды уходят миллионы тонн чистой воды и киловатт электроэнергии, для изготовления синтетики требуются нефтепродукты, добыча которых вредит окружающей среде, тонны пластика уходят на упаковку, а затем попадают в океаны. За последние несколько лет брендам пришлось ступить на сложный путь осознанного потребления и начать поиски альтернативных экологичных материалов. Мицелий пришелся как раз кстати. Его исследования ведутся уже много лет, но именно сейчас он стал актуален и доступен для дизайнеров.
Мицелий — вегетативный орган гриба, который поедает целлюлозу или лигнин и постоянно растет и расширяется. Для создания одежды, конечно, используют не лесные грибы, а искусственно выращенные. Для изготовления мицелия в лабораторных условиях используют сапрофитные грибы. Грибницу выращивают в питательной среде, она равномерно распределяется по поверхности и превращается в пленку.
После обработки и сушки она становится достаточно прочной и гибкой, чтобы ее можно было окрашивать и сшивать. По свойствам и внешнему виду мицелий похож на кожу, поэтому его взяли на вооружение стартапы, которые занимаются поиском альтернативных материалов.
Одежда из мицелия — это не амбициозный план, материал уже активно осваивают дизайнеры, а осенью 2020 года его назвали одним из главных трендов развития индустрии. Таким статусом материал обязан сразу нескольким брендам, которые анонсировали его использование в своих коллекциях. Самым первым стал британский бренд Stella McCartney, который в марте этого года представил вещи из мицелия Mylo, имитирующего кожу. Они были созданы в сотрудничестве с американской компанией Bolt Threads. До этого Стелла несколько лет экспериментировала и в 2018 году даже представила прототип сумки Falabella из мицелия. Но тогда она только была выставлена в рамках выставки Fashioned from Nature в Музее Виктории и Альберта.
Для создания полноценных вещей понадобилось время: по словам МакКартни, было просто невозможно быстро вырастить достаточно большие куски материала, чтобы их хватило на создание полноценных вещей. Сейчас проблема решена, процесс выращивания мицелия занимает около двух недель.
Также с Mylo решили экспериментировать adidas. В апреле этого года они представили Stan Smith Mylo, «кроссовки, созданные самой природой». Культовую модель выбрали за ее универсальность и возможность играть с цветом, текстурой и различными вариантами финишных покрытий. Бренд планирует и дальше экспериментировать с новым материалом и выводить его в продажу.
Покорение модной индустрии мицелием подтверждает и то, что его признал и решил использовать один из самых консервативных брендов — французский Hermès. В марте этого года руководство Дома объявило о начале сотрудничества с компанией MycoWorks, запатентовавшей технологию производства Fine Mycelium.
Вместе они в течение трех лет работали над обновлением знаменитой модели сумки Victoria. Ее впервые изготовили из веганской кожи Sylvania. Кожевенники Hermès работали над ней вместе с биоинженерами. Французский бренд планирует и дальше работать с мицелием.
Да, мицелий действительно экологичный материал, который вполне может стать альтернативой кожи. На это есть множество причин. Во-первых, для его производства не нужно убивать животных, соответственно, не нужно растить и содержать скот. Это порадует не только любителей животных, но и экоактивистов, ведь такой подход — это экономия всех ресурсов. Во-вторых, мицелий не производится из синтетических материалов или полиуретана, в отличие от синтетической кожи для него совсем не нужны нефтяные продукты. Третье важное преимущество — малые затраты воды. На производство футболки из хлопка в среднем уходит около 2 700 литров воды, на платье из мицелия нужно лишь около 11 литров. На сайте MycoWorks также есть данные о том, что это материал с отрицательным уровнем эмиссии углерода.
При этом мицелий сохраняет множество качеств обычной кожи. Его можно окрашивать, он водонепроницаем и практически не горит. Применять мицелий можно не только для производства одежды, но и для строительства, упаковки и производства мебели. Все зависит от плотности слоя и обработки и, конечно, амбиций и фантазии производителей и инвесторов.
Пока никаких точных дат нет. Например, комплект Stella McCartney или кроссовки Stan Smith Mylo были представлены только в качестве прототипов. На сайте Bolt Threads есть информация, что adidas все же планирует выпустить небольшую партию обуви в продажу в конце 2021 года, но точная дата и страны продажи неизвестны.
В отчете Grand View Research, опубликованном в мае 2021 года, ученые прогнозируют среднегодовой темп роста грибного рынка в 9,5 % в период с 2021 по 2028 год. Он будет составлять около 95 миллионов долларов в год к 2028-му. Так что ждать полноценных грибных коллекций осталось недолго.
По материалам The village
Читайте также:
Hermes будет шить сумки из грибов вместо кожи
Кирпичи из грибов могут скоро заменить цемент
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…