История азербайджанского ковра началась еще в бронзовом веке. Одно из археологических свидетельств тому — украшенная изображениями цветов попона на глиняной фигурке лошади (II тысячелетие до н.э.), обнаруженной в Маку в Южном Азербайджане. В ходе археологических раскопок в Мингячевире в катакомбных захоронениях I-III веков нашей эры обнаружены остатки паласов и ковров. Уже в эпоху Сасанидов (III-VII века) ковры в Азербайджане ткали в том числе из шелка, с использованием золотых и серебряных нитей.
В VIII−XIV веках эти ковры были не редкостью в Европе: с территории, которая теперь называется Азербайджаном (а ранее принадлежала то Арабскому халифату, то Сельджукской империи, то монголо-татарам), экспортировали ковры за рубеж в колоссальных объёмах. Ценность изделий заключалась не только в красоте исполнения, но и в качестве. Ковры охотно покупали аристократы и зажиточные европейские бюргеры для украшения домов и дворцов.
Азербайджанские ковры (часто называвшиеся персидскими) нередко становились частью сюжета картин великих художников: Ханса Мемлинга, Карло Кривелло, Ханса Гольбейна. На картине «Мария со своим младенцем» нидерландского художника XV века Ханса Мемлинга есть изображение ширванского ковра, в работе Ван Эйка «Святая Мария» — зейвинского ковра, а в произведении немецкого художника XV века Ханса Гольбейна «Сваты» фигурирует газахский ковер.
Сейчас азербайджанские ковры включены в список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. И по сей день их ткут по старинной технологии, заключающейся в определённой затяжке петель. Мастера окрашивают нити исключительно натуральными красителями, а сами узоры — сплошь природных оттенков: рубиновых гранатовых зёрен, золотой айвы, пряного шафрана и разноцветного винограда.
В Азербайджане разделяют семь школ ковроткачества. Рукотворные шедевры, на создание которых может уйти несколько лет, различают по орнаменту. Каждый узор несёт в себе определённую информацию для потомков.
Например, по старинной традиции каждая девушка ткала для себя свадебный ковер, который забирала с собой в дом мужа. На таких коврах изображали то, что хотелось сохранить в памяти об отчем доме. Скажем, девушка не имела права забрать из дома родителей своей любимое домашнее животное, и на ковре могла выткать его изображение.
На коврах разных школ повторяются несколько узоров. «Гёль» — это медальон; в зависимости от школы ковроткачества он может символизировать озеро, небо и скатерть. В «Бута», или турецкий огурец, — самый распространенный элемент, он бывает 72 видов и имеет три основных значения: огонь, вода и кипарис. «Дамга» — это фамильная «печать» мастерицы.
В бакинской школе чаще встречаются рисунки звезд, животных, птиц, рога, драконов, дерева жизни. В коврах из Губы преобладают такие узоры: древо жизни, глаз, цветок. Для карабахских ковров характерны дракон, «гёль», животные, колесо судьбы, звезда, цветы.
Увидеть уникальные работы местных мастеров можно в Музее ковра в Баку. Построенный в форме свернутого ковра, он возвышается на Приморском бульваре. Это интересный образец современной архитектуры.
Музей хранит самую большую в мире коллекцию азербайджанских ковров — свыше шести тысяч великолепных экспонатов. Вы увидите, как ткутся ковры, узнаете о том, как развивалось это ремесло на протяжении веков, а также сможете сравнить уровень мастерства и художественные особенности школ ковроткачества семи различных регионов Азербайджана. Количество экспонатов музея регулярно увеличивается: сотрудники музея разыскивают по всему миру лучшие образцы азербайджанских ковровых изделий XVII−XVIII веков, выкупая их на аукционах или из частных коллекций.
Помимо Баку, есть и другие города, которые стоит посетить, если интересуетесь ковроткачеством. Губа — древний город с чарующей природой в 170 км от Баку, и ковры здесь ткут с незапамятных времен. Ковёр «Голу Чичи», сотканный здесь в 1712 году, теперь выставлен в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Более 30 видов ковров ткутся, в основном женщинами, в селах Пиребедил, Девечи, Гонагкенд, Зейва и Гарагашлы, а также в соседнем Гусарском районе.
Ковры каждого села по-своему уникальны. Лучший способ прикоснуться к этой древней традиции – это записаться на мастер-класс через частного гида или Губинское региональное управление по туризму. Местные мастера с удовольствием возьмут вас себе в подмастерья.
Также уникальные традиции и рисунок характеризуют карабахские ковы. Шуша, бывшая столица Карабахского ханства, — крупный центр ковроткачества. При СССР в Шуше действовал Музей ковра в историко-архитектурном памятнике XVIII века – бывшем особняке генерала Самедбека Мехмандарова, военного министра Азербайджанской Демократической Республики в 1918–1920 годах. К счастью, большая часть антикварных карабахских ковров была вывезена в Баку после начала военных действий в Карабахе. Власти Азербайджана планируют восстановить музей, как, впрочем, и весь город, сильно пострадавший во время второй войны за Нагорный Карабах в 2020 году. Сейчас там идут активные строительные работы, к нему проложена новая современная автомагистраль из Баку ( расстояние около 300 км), но город остается под контролем военных.
Планируя туристическую поездку в Баку, нужно учесть, что сейчас въезд в Азербайджан украинским туристам закрыт из-за ковидных ограничений — запрет распространяется на всех украинцев и действует как минимум до 1 января 2022 года.
Читайте также:
Топ-5. Самые дорогие в мире ковры
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…