История азербайджанского ковра началась еще в бронзовом веке. Одно из археологических свидетельств тому — украшенная изображениями цветов попона на глиняной фигурке лошади (II тысячелетие до н.э.), обнаруженной в Маку в Южном Азербайджане. В ходе археологических раскопок в Мингячевире в катакомбных захоронениях I-III веков нашей эры обнаружены остатки паласов и ковров. Уже в эпоху Сасанидов (III-VII века) ковры в Азербайджане ткали в том числе из шелка, с использованием золотых и серебряных нитей.
В VIII−XIV веках эти ковры были не редкостью в Европе: с территории, которая теперь называется Азербайджаном (а ранее принадлежала то Арабскому халифату, то Сельджукской империи, то монголо-татарам), экспортировали ковры за рубеж в колоссальных объёмах. Ценность изделий заключалась не только в красоте исполнения, но и в качестве. Ковры охотно покупали аристократы и зажиточные европейские бюргеры для украшения домов и дворцов.
Азербайджанские ковры (часто называвшиеся персидскими) нередко становились частью сюжета картин великих художников: Ханса Мемлинга, Карло Кривелло, Ханса Гольбейна. На картине «Мария со своим младенцем» нидерландского художника XV века Ханса Мемлинга есть изображение ширванского ковра, в работе Ван Эйка «Святая Мария» — зейвинского ковра, а в произведении немецкого художника XV века Ханса Гольбейна «Сваты» фигурирует газахский ковер.
Сейчас азербайджанские ковры включены в список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. И по сей день их ткут по старинной технологии, заключающейся в определённой затяжке петель. Мастера окрашивают нити исключительно натуральными красителями, а сами узоры — сплошь природных оттенков: рубиновых гранатовых зёрен, золотой айвы, пряного шафрана и разноцветного винограда.
В Азербайджане разделяют семь школ ковроткачества. Рукотворные шедевры, на создание которых может уйти несколько лет, различают по орнаменту. Каждый узор несёт в себе определённую информацию для потомков.
Что означают узоры на азербайджанских коврах?
Например, по старинной традиции каждая девушка ткала для себя свадебный ковер, который забирала с собой в дом мужа. На таких коврах изображали то, что хотелось сохранить в памяти об отчем доме. Скажем, девушка не имела права забрать из дома родителей своей любимое домашнее животное, и на ковре могла выткать его изображение.
На коврах разных школ повторяются несколько узоров. «Гёль» — это медальон; в зависимости от школы ковроткачества он может символизировать озеро, небо и скатерть. В «Бута», или турецкий огурец, — самый распространенный элемент, он бывает 72 видов и имеет три основных значения: огонь, вода и кипарис. «Дамга» — это фамильная «печать» мастерицы.
В бакинской школе чаще встречаются рисунки звезд, животных, птиц, рога, драконов, дерева жизни. В коврах из Губы преобладают такие узоры: древо жизни, глаз, цветок. Для карабахских ковров характерны дракон, «гёль», животные, колесо судьбы, звезда, цветы.
Увидеть уникальные работы местных мастеров можно в Музее ковра в Баку. Построенный в форме свернутого ковра, он возвышается на Приморском бульваре. Это интересный образец современной архитектуры.
Музей хранит самую большую в мире коллекцию азербайджанских ковров — свыше шести тысяч великолепных экспонатов. Вы увидите, как ткутся ковры, узнаете о том, как развивалось это ремесло на протяжении веков, а также сможете сравнить уровень мастерства и художественные особенности школ ковроткачества семи различных регионов Азербайджана. Количество экспонатов музея регулярно увеличивается: сотрудники музея разыскивают по всему миру лучшие образцы азербайджанских ковровых изделий XVII−XVIII веков, выкупая их на аукционах или из частных коллекций.
Помимо Баку, есть и другие города, которые стоит посетить, если интересуетесь ковроткачеством. Губа — древний город с чарующей природой в 170 км от Баку, и ковры здесь ткут с незапамятных времен. Ковёр «Голу Чичи», сотканный здесь в 1712 году, теперь выставлен в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Более 30 видов ковров ткутся, в основном женщинами, в селах Пиребедил, Девечи, Гонагкенд, Зейва и Гарагашлы, а также в соседнем Гусарском районе.
Ковры каждого села по-своему уникальны. Лучший способ прикоснуться к этой древней традиции – это записаться на мастер-класс через частного гида или Губинское региональное управление по туризму. Местные мастера с удовольствием возьмут вас себе в подмастерья.
Также уникальные традиции и рисунок характеризуют карабахские ковы. Шуша, бывшая столица Карабахского ханства, — крупный центр ковроткачества. При СССР в Шуше действовал Музей ковра в историко-архитектурном памятнике XVIII века – бывшем особняке генерала Самедбека Мехмандарова, военного министра Азербайджанской Демократической Республики в 1918–1920 годах. К счастью, большая часть антикварных карабахских ковров была вывезена в Баку после начала военных действий в Карабахе. Власти Азербайджана планируют восстановить музей, как, впрочем, и весь город, сильно пострадавший во время второй войны за Нагорный Карабах в 2020 году. Сейчас там идут активные строительные работы, к нему проложена новая современная автомагистраль из Баку ( расстояние около 300 км), но город остается под контролем военных.
Планируя туристическую поездку в Баку, нужно учесть, что сейчас въезд в Азербайджан украинским туристам закрыт из-за ковидных ограничений — запрет распространяется на всех украинцев и действует как минимум до 1 января 2022 года.
Читайте также:
Топ-5. Самые дорогие в мире ковры