Киевлянка Татьяна Филевская, арт-менеджер и исследовательница украинского авангарда, недавно вернулась из Голландии, где штудировала архивы и коллекцию картин Казимира Малевича в музее Стеделик. Эта поездка и работа в музее стали возможными благодаря проекту Европейского Союза Culture Bridges.
Казимир Малевич – один из важнейших художников ХХ века, основоположник супрематизма, создатель самой знаменитой картины в истории современного искусства – «Черный квадрат», – прочно ассоциируется с брендом «русский авангард». Однако сам он называл себя украинцем, а его творчество во многом связано с украинской культурной традицией.
Факт первый. Малевич – один из самых «подделываемых» художников в истории. Как и все направления авангарда. Мошенников соблазняют высокий спрос и головокружительные цены. Даже в крупных солидных музеях всплывают фальшивые «Малевичи». Например, в 2017 году в одном из немецких музеев экспертиза обнаружила подделку среди подлинников, причем картины хранились там с 50-х годов.
Последний скандал произошел в начале 2018 года: в Музее изящных искусств Гента на выставке авангарда из частной коллекции бельгийца русского происхождения Игоря Топоровского все 24 картины (включая работы Малевича) оказались подделками. Искусствоведы засомневались в подлинности работ и написали открытое письмо по этому поводу. «Невооруженным глазом было видно, что это фальшивки, и даже минимальное расследование подтвердило подозрения, – рассказывает Татьяна Филевская. – Сейчас против коллекционера и директора музея выдвинуты обвинения, идет следствие».
Факт второй. Из всех работ Малевича в Украине на сто процентов экспертно подтверждена подлинность лишь одной. Это эскиз к оформлению конференц-зала в здании Национальной академии наук, который хранится в Национальном художественном музее. Набросок и десять писем Малевича передала в дар музею Ирина Жданко, вдова художника Льва Крамаренко, близкого друга Малевича. Эскиз уникален тем, что определенно создан в Киеве.
Интересна история другой работы, которая хранится в селе Пархомовка на стыке Харьковской, Полтавской и Сумской областей, в художественном музее имени Афанасия Лунева. К сожалению, его основатель, местный учитель истории Лунев, никогда никому не рассказывал, откуда к нему попала картина Малевича «Супрематизм-65». Известно, что в этом селе будущий художник некоторое время жил с семьей, когда его отец, Северин Малевич, работал управляющим на местном сахарном заводе. Но приходится признать, что провенанс (подтвержденный источник происхождения и история продаж) у картины отсутствует.
Факт третий. Вероятность найти на чердаке у бабушки подлинник Малевича все еще существует. Количество работ Казимира Малевича нельзя установить точно. Он был очень плодовит, но множество картин и рисунков утеряно, раздарено, уничтожено или зарисовано в тот период, когда в конце 20-х мастер попал в опалу к советским властям. И значит, какие-то из спрятанных, подаренных или выброшенных полотен действительно могут найтись в неожиданном месте.
В украинских частных коллекциях хранятся несколько картин, которые, по утверждению владельцев, именно так и «нашлись». В частности, один из коллекционеров считает, что обнаружил самую первую живописную работу Малевича, написанную им в возрасте 16 лет в Конотопе. По воспоминаниям художника, «Лунная ночь» изображала реку с лодкой на берегу. Кто-то из приятелей начинающего рисовальщика сдал ее в магазин, и там ее купили за целых 5 рублей. С тех пор следы картины утеряны. Действительно ли она найдена и находится в частной коллекции, сказать трудно.
«Мало кто из собственников готов тратить время и деньги на экспертизу. Им хочется поскорее распиарить «своего» Малевича и подороже продать на аукционе, – говорит Татьяна Филевская. – Я не знаю ни одного случая, когда подлинность найденных, условно, на чердаке картин была подтверждена официально. Но знаю людей, которые верят, что это подлинники, и имеют для этого определенные основания».
Факт четвертый. Малевич называл себя украинцем, а украинских крестьянок считал своими первыми учителями в искусстве. В автобиографии он писал: «Он и я были украинцами», – о себе и близком друге, художнике Льве Квачевском.
Поляк по крови, он начал себя считать украинцем в конце 20-х годов. В этот период Малевич вернулся в Украину, разочаровавшись в России, где ему перекрыли кислород, не позволяли работать, месяц продержали в тюрьме по обвинению в шпионаже в пользу Германии. В 1930 году его снова арестовали в Ленинграде за «антисоветскую пропаганду». И в анкете арестанта, сохранившейся до наших дней, была указана национальность «украинец». В это время в СССР уже существовали паспорта. По всей вероятности, именно при получении «серпастого и молоткастого» Казимир Северинович по собственному выбору стал не поляком, а украинцем.
В промежутке между двумя арестами, с 1928 по 1930 годы, мастер преподавал в Киевском художественном институте (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) и публиковал статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Здесь восстановились прежние связи с друзьями и коллегами, ожили счастливые воспоминания детства. Мальчиком Казимир обожал наблюдать, как крестьянки в живописных нарядах переправлялись через Днепр на лодках в районе Контрактовой площади, как матери его друзей вышивали, разрисовывали печи, делали писанки.
«Во время своей двухнедельной поездки в Амстердам в рамках проекта Culture Bridges я перелопатила огромное количество документов из архива Николая Харджиева, «летописца» авангарда, – рассказывает Татьяна Филевская. – Сам архив хранится в России, но в Стеделике есть электронные копии, удобные и доступные для исследователей. Кроме того, там самое богатое собрание работ Малевича за пределами России. Я обнаружила много интересных и доселе неисследованных украинских связей и мотивов: и переписку с друзьями-художниками, и замечательный эскиз, где художник Ларионов изображен в образе казака Мамая, с оселедцем и трубкой».
Факт пятый. Украине пока не по карману масштабная выставка Малевича. Чтобы привезти сюда работы из Европы и Штатов, необходимо соблюсти технический райдер музеев, владеющих картинами: определенная влажность и температура в залах, охрана и страховка. У нас в стране просто нет государственных музеев, которые могут обеспечить драгоценным полотнам нужные условия. Но Татьяна Филевская ведет переговоры с музеем Стеделик о совместной выставке украинского авангарда в Амстердаме, и это, скорее всего, дело ближайших нескольких лет.
Впервые опубликовано: Opinion.
Читайте также:
Картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи продали за рекордные $450 млн
На картине Пабло Пикассо обнаружили 13 слоев краски
Картину, приписываемую Микеланджело, украли из бельгийской церкви
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…