• Пять фактов о Малевиче, о которых вы точно не знали.Вокруг Света. Украина
    Автопортрет. Фото: Getty Images
    Люди

    Пять фактов о Малевиче, о которых вы точно не знали

    Один из величайших художников XX века родился 120 лет назад, 23 февраля 1879 года, в Киеве. Несмотря на польские корни и принадлежность к "русскому авангарду", он считал себя украинцем.

    Киевлянка Татьяна Филевская, арт-менеджер и исследовательница украинского авангарда, недавно вернулась из Голландии, где штудировала архивы и коллекцию картин Казимира Малевича в музее Стеделик. Эта поездка и работа в музее стали возможными благодаря проекту Европейского Союза Culture Bridges.

    Казимир Малевич – один из важнейших художников ХХ века, основоположник супрематизма, создатель самой знаменитой картины в истории современного искусства – «Черный квадрат», – прочно ассоциируется с брендом «русский авангард». Однако сам он называл себя украинцем, а его творчество во многом связано с украинской культурной традицией.

    Факт первый. Малевич – один из самых «подделываемых» художников в истории. Как и все направления авангарда. Мошенников соблазняют высокий спрос и головокружительные цены. Даже в крупных солидных музеях всплывают фальшивые «Малевичи». Например, в 2017 году в одном из немецких музеев экспертиза обнаружила подделку среди подлинников, причем картины хранились там с 50-х годов.

    Знаменитый «Черный квадрат» в окружении «Черного креста» и «Черного круга»

    Фото: Getty Images

    Последний скандал произошел в начале 2018 года: в Музее изящных искусств Гента на выставке авангарда из частной коллекции бельгийца русского происхождения Игоря Топоровского все 24 картины (включая работы Малевича) оказались подделками. Искусствоведы засомневались в подлинности работ и написали открытое письмо по этому поводу. «Невооруженным глазом было видно, что это фальшивки, и даже минимальное расследование подтвердило подозрения, – рассказывает Татьяна Филевская. – Сейчас против коллекционера и директора музея выдвинуты обвинения, идет следствие».

    Факт второй. Из всех работ Малевича в Украине на сто процентов экспертно подтверждена подлинность лишь одной. Это эскиз к оформлению конференц-зала в здании Национальной академии наук, который хранится в Национальном художественном музее. Набросок и десять писем Малевича передала в дар музею Ирина Жданко, вдова художника Льва Крамаренко, близкого друга Малевича. Эскиз уникален тем, что определенно создан в Киеве.

    Интересна история другой работы, которая хранится в селе Пархомовка на стыке Харьковской, Полтавской и Сумской областей, в художественном музее имени Афанасия Лунева. К сожалению, его основатель, местный учитель истории Лунев, никогда никому не рассказывал, откуда к нему попала картина Малевича «Супрематизм-65». Известно, что в этом селе будущий художник некоторое время жил с семьей, когда его отец, Северин Малевич, работал управляющим на местном сахарном заводе. Но приходится признать, что провенанс (подтвержденный источник происхождения и история продаж) у картины отсутствует.

    Факт третий. Вероятность найти на чердаке у бабушки подлинник Малевича все еще существует. Количество работ Казимира Малевича нельзя установить точно. Он был очень плодовит, но множество картин и рисунков утеряно, раздарено, уничтожено или зарисовано в тот период, когда в конце 20-х мастер попал в опалу к советским властям. И значит, какие-то из спрятанных, подаренных или выброшенных полотен действительно могут найтись в неожиданном месте.

    Выставка Малевича в Третьяковской галерее.

    Фото: Getty Images

    В украинских частных коллекциях хранятся несколько картин, которые, по утверждению владельцев, именно так и «нашлись». В частности, один из коллекционеров считает, что обнаружил самую первую живописную работу Малевича, написанную им в возрасте 16 лет в Конотопе. По воспоминаниям художника, «Лунная ночь» изображала реку с лодкой на берегу. Кто-то из приятелей начинающего рисовальщика сдал ее в магазин, и там ее купили за целых 5 рублей. С тех пор следы картины утеряны. Действительно ли она найдена и находится в частной коллекции, сказать трудно.

    «Мало кто из собственников готов тратить время и деньги на экспертизу. Им хочется поскорее распиарить «своего» Малевича и подороже продать на аукционе, – говорит Татьяна Филевская. – Я не знаю ни одного случая, когда подлинность найденных, условно, на чердаке картин была подтверждена официально. Но знаю людей, которые верят, что это подлинники, и имеют для этого определенные основания».

    Факт четвертый. Малевич называл себя украинцем, а украинских крестьянок считал своими первыми учителями в искусстве. В автобиографии он писал: «Он и я были украинцами», – о себе и близком друге, художнике Льве Квачевском.

    Малевич (в центре) с художниками Алекссем Крученых и Михаилом Матюшиным.

    Фото: Getty Images

    Поляк по крови, он начал себя считать украинцем в конце 20-х годов. В этот период Малевич вернулся в Украину, разочаровавшись в России, где ему перекрыли кислород, не позволяли работать, месяц продержали в тюрьме по обвинению в шпионаже в пользу Германии. В 1930 году его снова арестовали в Ленинграде за «антисоветскую пропаганду». И в анкете арестанта, сохранившейся до наших дней, была указана национальность «украинец». В это время в СССР уже существовали паспорта. По всей вероятности, именно при получении «серпастого и молоткастого» Казимир Северинович по собственному выбору стал не поляком, а украинцем.

    В промежутке между двумя арестами, с 1928 по 1930 годы, мастер преподавал в Киевском художественном институте (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) и публиковал статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Здесь восстановились прежние связи с друзьями и коллегами, ожили счастливые воспоминания детства. Мальчиком Казимир обожал наблюдать, как крестьянки в живописных нарядах переправлялись через Днепр на лодках в районе Контрактовой площади, как матери его друзей вышивали, разрисовывали печи, делали писанки.

    «Во время своей двухнедельной поездки в Амстердам в рамках проекта Culture Bridges я перелопатила огромное количество документов из архива Николая Харджиева, «летописца» авангарда, – рассказывает Татьяна Филевская. – Сам архив хранится в России, но в Стеделике есть электронные копии, удобные и доступные для исследователей. Кроме того, там самое богатое собрание работ Малевича за пределами России. Я обнаружила много интересных и доселе неисследованных украинских связей и мотивов: и переписку с друзьями-художниками, и замечательный эскиз, где художник Ларионов изображен в образе казака Мамая, с оселедцем и трубкой».

    Татьяна Филевская в музее Стеделик

    Фото: из архива Татьяны Филевской

    Факт пятый. Украине пока не по карману масштабная выставка Малевича. Чтобы привезти сюда работы из Европы и Штатов, необходимо соблюсти технический райдер музеев, владеющих картинами: определенная влажность и температура в залах, охрана и страховка. У нас в стране просто нет государственных музеев, которые могут обеспечить драгоценным полотнам нужные условия. Но Татьяна Филевская ведет переговоры с музеем Стеделик о совместной выставке украинского авангарда в Амстердаме, и это, скорее всего, дело ближайших нескольких лет.

    Впервые опубликовано: Opinion.

    Читайте также:

    Картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи продали за рекордные $450 млн

    На картине Пабло Пикассо обнаружили 13 слоев краски

    Картину, приписываемую Микеланджело, украли из бельгийской церкви