Изображения, выполненные при помощи красной охры на стенах пещеры Леанг Тедонгнге на индонезийском острове Сулавеси, были найдены в декабре 2017 года местным археологом Басраном Бурханом. Их подробное описание, сделанное группой археологов из австралийского Университета Гриффита, опубликовано на днях в журнале Science Advances. По мнению авторов отчета, древняя картина может изображать идеальных свиней — самых больших и жирных, каких ее создатель мог себе вообразить.
На рисунке, о котором идет речь, изображена большая свинья размером 136 на 54 сантиметра, с очертаниями двух человеческих рук, нарисованными над ее крупом. Свинья каким-то образом взаимодействует с двумя или тремя свиньями поменьше, которые, очевидно, находятся на заднем плане, но их изображения сохранились хуже. Изображений свиней в пещере несколько, но это выполнено с наибольшим искусством, сохранилось лучше других, и, по-видимому, самое старое. В соседней пещере, Леанг Балангаджия 1, команда также заметила нарисованную на потолке свинью еще большего размера, размером около 187 на 110 см, с четырьмя нарисованными руками на ней, и, как минимум, два других изображения животных, которые слишком повреждены, чтобы их можно было расшифровать.
Вид свиней уверенно опознается: это бородавчатая свинья Сулавеси (Sus Celebensis ), дикий коротконогий зверь с лицевыми бородавками, весом до 85 килограммов. В обоих случаях на картинах изображены взрослые самцы. Об этом говорят лицевые бородавки, которые у самцов бородавчатой свиньи больше, чем у самок.
Такие свиньи живут на Сулавеси и сегодня. Археологические данные говорят о том, что они были объектом не только охоты, но и приручения, словом, играли важную роль в экономике эпохи ледникового периода. Так что одержимость ими художников вполне объяснима.
Найденное изображение — не первый образец пещерного искусства возрастом от 40 тыс. лет и более, обнаруженный в Индонезии. Но, вместе с тем, он один из самых больших по размеру и самый старый из известных. Всего же, только на Сулавеси ученые за последние 70 лет обнаружили изображения примерно в 300 пещерах. Правда, как правило, это небольшие по размеру и более схематично нарисованные сцены охоты, на которых человекоподобные фигурки ростом от пяти до десяти сантиметров преследуют таких же крошечных свиней и родственников современных водяных буйволов. Тем не менее, множество открытий в Индонезии стали менять представления о том, что сложная живопись зародилась только с появлением людей в Европе.
Чтобы определить, когда была создана картина, исследователи использовали ураново-ториевый метод. Радиоактивный уран естественным образом заносится в пещеру с водой и накапливается в известняковых отложениях на ее стенах. При этом, содержание урана в воде, поступающей из подземных источников, остается, в целом, неизменным, а зафиксированный в отложениях уран распадается на торий с известной скоростью. Исследователи использовали для анализа небольшой участок отложений на задней ноге наиболее полной фигуры свиньи и получили их возраст не менее 45 500 лет. Это означает, что картины еще старше, поскольку метод датирует не сами изображения, а только минеральные отложения на них.
Есть также предположение, что фреска создавалась в несколько приемов, возможно, что и с большим, в несколько тысяч лет, разрывом во времени. Без дополнительной датировки это пока невозможно подтвердить, но одна из частично сохранившихся свиней состоит из двух разных цветных пигментов, которые, как отмечают авторы, могут отражать несколько периодов развития живописи.
Хотя возраст в более чем 45 тысяч лет — весьма почтенный для произведения искусства, это все-таки не самые старые рисунки из известных. В Южной Африке найдены рисунки возрастом 73 тысячи лет. С другой стороны, южноафриканские рисунки более схематичны, а индонезийские свиньи – экспрессивны, в их позах передана готовность к движению, и настороженность, смешанная с любопытством. Это, уже безо всяких скидок и оговорок, несомненное произведение искусства.
Авторы отмечают также, что изображения были нанесены с помощью специализированных инструментов, предназначенных, по всей вероятности, именно и только для рисования, и что художник, или художники, имели понятие о композиции и перспективе.
Но такая находка, более старая, чем большинство предыдущих, ставит и другой вопрос: где ранние рисунки? Нет оснований думать, что жители Сулавеси внезапно стали рисовать так хорошо, не пройдя период коллективного ученичества. А, значит, должны существовать и свидетельства их предыдущих художественных опытов. Эти свидетельства еще только предстоит найти.
Люди, жившие в ледниковый период, рисовали не только животных. Иногда они рисовали созвездия.
По материалам National geographic, Live science, Science Advances
Читайте также:
Британские железнодорожники случайно нашли пещерный храм
Пещера Шове: что мы знаем о наскальных рисунках, которым 360 веков
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…