Наука

Людей, которые часто лгут, легче обмануть

Исследование, опубликованное в  British Journal of Social Psychology,  показывает, что люди, которые пытаются произвести впечатление на других с помощью вводящих в заблуждение преувеличений и искажений, с большей вероятностью поверят аналогичной дезинформации. Это расходится с распространенным мнением о том, что опытные лгуны легче распознают ложь.

В трех исследованиях, в которых приняли участие более 800 человек из США и Канады, группа психологов использовала опрос самооценки, с тем, чтобы сопоставить склонность сообщать ложные сведения о себе со способностью отличить настоящие и фейковые новости.

Исследователи определили «ложь» как информацию, предназначенную для того, чтобы произвести впечатление, убедить или иным образом ввести в заблуждение других людей, не заботясь о правде. Они также определили два типа лжи: убедительную и уклончивую. Убедительная ложь использует преувеличения, чтобы создать у окружающих вполне определенное впечатление, отличное от реального положения вещей. В то же время уклончивая ложь подразумевает предоставление расплывчатой ​​или неполной информации, с тем, чтобы затушевать неприятные факты, выведя их из сферы внимания слушателей, зрителей или читателей.

Когнитивные способности участников: их проницательность, уровень интеллекта, способность анализировать и сопоставлять сообщаемые им факты и видеть ситуацию глазами объекта, который они собираются обмануть также оценивались по сложной шкале, с тем, чтобы понять, что может способствовать как успешному обману окружающих, так и способности противостоять дезинформации.

Общий вывод выглядел так: те, кто был более склонен к любому виду лжи при прочих равных условиях бывали обмануты чаще, чем более правдивые испытуемые, с аналогичным уровнем когнитивных способностей. При этом, уклончивые лжецы были менее уязвимы к дезинформации, чем лица, больше склонные к убедительной лжи.

Остальные выводы оказались довольно ожидаемыми. Развитый интеллект и аналитические способности, внимательность к деталям, хорошая память и умение удерживать в поле зрения большее число фактов, сопоставляя их друг с другом, уменьшали риск быть обманутым.

Фото: ПАТРИК ДАКСЕНБИХЛЕР

Авторы работы признают, что их исследование входит в противоречие с другими работами, результаты которых свидетельствовали о способности опытных лжецов быстрее и успешнее распознавать ложь. В статье высказан ряд предположений о причинах такого расхождения и обсуждены возможные способы их проверки. Исследователи собираются продолжить работу, надеясь лучше понять процесс распространения дезинформации, которая в последнее время стала серьезной проблемой.

Группа инженеров и психологов из Университета Мэриленда и Дартмутского колледжа (США) создала искусственный интеллект, распознающий ложь в суде

По материалам IFLScience

Читайте также:

Люди умеют интуитивно распознавать ложь по голосу

Как мозг различает правду и фейки? Зависит от того, как подана информация

 

Вокруг Света

Recent Posts

5 ошибок новичков в iOS-разработке после курсов

Стать полноценным разработчиком приложений и ПО можно за счет обучения и постоянной практики. Однако пройдя…

1 день ago

Как долго сохраняется эффект после верхней блефаропластики

 Эстетическая хирургия – одно из наиболее развивающихся направлений современной медицины. Актуальные методики и технологии дают…

1 месяц ago

Как украинские игровые сайты меняют рынок азартных игр

Украина уверенно движется к развитию легального игорного бизнеса, привлекая внимание как местных предпринимателей, так и…

11 месяцев ago

Проблема игровой зависимости и как с ней борются онлайн-казино

За последние 10 лет число людей, столкнувшихся с лудоманией, выросло на порядка 500% и, по…

11 месяцев ago

5 мифов про туристическую страховку в 2024 году

Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…

11 месяцев ago

Каким бывает в казино онлайн бонус за регистрацию

Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…

1 год ago