Стоунхендж находится под строгой охраной, поэтому ученые до сих пор не могли выяснить точный состав плит — брать образцы породы запрещено. Однако в этом вопросе помог случай. В середине прошлого века законодательство еще не было таким строгим. В 1958 году представитель американской буровой компании по имени Роберт Филлипс, участвовавший в реставрации Стоунхенджа, забрал как сувенир керн с одной из колонн памятника и увез в США.
Керн — это образец горной породы, часто цилиндрической формы, извлеченный из скважины посредством специального бурения.
В нашем веке керн попал в руки ученым. Исследователи из университетов Витватерсранда (ЮАР), Брюссельского (Бельгия), Брайтонского, Борнмутского, а также Университетского колледжа Лондона (Великобритания) и других вузов изучили биохимию образца и смогли назвать состав знаменитых плит.
Оказалось, в вертикальных камнях Стоунхенджа содержатся отложения, образовавшиеся во времена динозавров. Некоторые зерна в породе и вовсе достигают возраста 1,6 миллиарда лет. При этом керн на 99,7% состоит из кварца. Это объясняет долговечность плит, практически не пострадавшим за пять тысяч лет.
«Кварцевый „цемент“ содержит мелкие и средние зерна кварца и образует взаимосвязанную мозаику кристаллов. Это сделало камни очень прочными. Интересно, знали ли строители Стоунхенджа о свойствах камня и выбирали ли они не просто самые близкие и большие валуны, а именно те, которые выдержат испытание временем?» — задал вопрос профессор физической географии Дэвид Нэш в своей статье.
В июле этого года вокруг Стоунхенджа разгорелся мировой скандал: комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО на очередной сессии заявил, что памятнику грозит исключение из списка всемирного наследия, так как он не соответствует критериям о сохранности. Поводом для заявления стали намерения правительства Великобритании построить неподалеку от Стоунхенджа автодорожный туннель.
Эксперты сразу же заявили о том, что дорожные работы нанесут объекту непоправимый ущерб; к их мнению примкнули активисты, любители истории, археологи, последователи древних культов и жители Великобритании. Однако британское министерство транспорта настаивало: к Стоунхенджу ведет одна из самых загруженных в стране трасс А303. Подземный туннель длиной около трех километров должен был разгрузить шоссе. «Убирая» автомобили под землю, авторы проекта также говорили, что таким образом уменьшится объем выхлопов и шумового загрязнения в районе памятника.
Однако 30 июля Верховный суд Великобритании признал незаконным план строительства туннеля недалеко от Стоунхенджа и посоветовал властям искать альтернативные пути развития транспортной сети. По мнению суда, землеройные работы около знаменитого памятника не только нанесут ему вред, но также потревожат останки людей, захороненных в этом священном месте.
По материалам Knife.media, National Geographic
Фото: Depositphotos
Читайте также:
Археологи раскопали могилы бронзового века на месте строительства туннеля Стоунхендж
Камни Стоунхенджа оказались гигантскими колонками
Раскрыта тайна происхождения камней Стоунхенджа
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…