Стоунхендж находится под строгой охраной, поэтому ученые до сих пор не могли выяснить точный состав плит — брать образцы породы запрещено. Однако в этом вопросе помог случай. В середине прошлого века законодательство еще не было таким строгим. В 1958 году представитель американской буровой компании по имени Роберт Филлипс, участвовавший в реставрации Стоунхенджа, забрал как сувенир керн с одной из колонн памятника и увез в США.
Керн — это образец горной породы, часто цилиндрической формы, извлеченный из скважины посредством специального бурения.
В нашем веке керн попал в руки ученым. Исследователи из университетов Витватерсранда (ЮАР), Брюссельского (Бельгия), Брайтонского, Борнмутского, а также Университетского колледжа Лондона (Великобритания) и других вузов изучили биохимию образца и смогли назвать состав знаменитых плит.
Оказалось, в вертикальных камнях Стоунхенджа содержатся отложения, образовавшиеся во времена динозавров. Некоторые зерна в породе и вовсе достигают возраста 1,6 миллиарда лет. При этом керн на 99,7% состоит из кварца. Это объясняет долговечность плит, практически не пострадавшим за пять тысяч лет.
«Кварцевый „цемент“ содержит мелкие и средние зерна кварца и образует взаимосвязанную мозаику кристаллов. Это сделало камни очень прочными. Интересно, знали ли строители Стоунхенджа о свойствах камня и выбирали ли они не просто самые близкие и большие валуны, а именно те, которые выдержат испытание временем?» — задал вопрос профессор физической географии Дэвид Нэш в своей статье.
В июле этого года вокруг Стоунхенджа разгорелся мировой скандал: комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО на очередной сессии заявил, что памятнику грозит исключение из списка всемирного наследия, так как он не соответствует критериям о сохранности. Поводом для заявления стали намерения правительства Великобритании построить неподалеку от Стоунхенджа автодорожный туннель.
Эксперты сразу же заявили о том, что дорожные работы нанесут объекту непоправимый ущерб; к их мнению примкнули активисты, любители истории, археологи, последователи древних культов и жители Великобритании. Однако британское министерство транспорта настаивало: к Стоунхенджу ведет одна из самых загруженных в стране трасс А303. Подземный туннель длиной около трех километров должен был разгрузить шоссе. «Убирая» автомобили под землю, авторы проекта также говорили, что таким образом уменьшится объем выхлопов и шумового загрязнения в районе памятника.
Однако 30 июля Верховный суд Великобритании признал незаконным план строительства туннеля недалеко от Стоунхенджа и посоветовал властям искать альтернативные пути развития транспортной сети. По мнению суда, землеройные работы около знаменитого памятника не только нанесут ему вред, но также потревожат останки людей, захороненных в этом священном месте.
По материалам Knife.media, National Geographic
Фото: Depositphotos
Читайте также:
Археологи раскопали могилы бронзового века на месте строительства туннеля Стоунхендж
Камни Стоунхенджа оказались гигантскими колонками
Раскрыта тайна происхождения камней Стоунхенджа