В сентябре на крупной международной выставке дронов в Лас-Вегасе — Commercial UAV Expo Americas 2021 — представили украинский дрон Hammerhead. Это экологичный грузовой беспилотник с электродвигателем, который можно использовать для доставки грузов весом до 20 кг в труднодоступные места. Создатели назвали свое детище в честь рыбы-молота, — крылья действительно придают дрону сходство с акулой, но предназначение у него сугубо мирное.
Аппарат с электродвигателем способен развить скорость до 100 км в час и пролететь без подзарядки батарей до 100 км. Для посадки ему нужна площадка примерно 5*5 метров; взлет и посадка — вертикальная, как у вертолетов, но летает беспилотник, используя подъемную силу крыла, — как самолет. Его почти уникальные технологические характеристики, по словам создателей, позволят Hammerhead занять свободную нишу на мировом рынке дронов. И если со стартапом все будет хорошо, он добавит еще один пункт в список классных вещей, которые Украина способна предложить миру помимо стальных труб, пшеницы, меда и программистов.
Виталий, как вы придумали ваш дрон? С чего все началось?
Меня с детство манило авиастроение, но так получилось, что пошел по стопам отца и деда, стал инженером-теплоэнергетиком. Поработал в энергетической сфере, добился определенных успехов, ушел в альтернативную энергетику, потом в IT, на должность руководителя проектов. Но со временем осознал, что просто не могу полностью себя реализовать на наемной работе. Я всегда думал, что сам бы сделал лучше, и грыз себя за чужие ошибки. В итоге я себе сказал: “Раз ты такой умный, иди и делай сам”.
Сбережения, чтобы начать бизнес, имелись, жена меня поддержала, не хватало только идеи. Вспомнил свои детские мечты, тягу к небу, к самолетам, — и решил делать беспилотники, но не для войны, а для мира. Отрасль сейчас только зарождается, на гражданские дроны появляется спрос, при этом уже доступны технологии, которые позволяют быстро конструировать аппараты. Батареи, двигатели, автопилоты — это уже не секретные разработки, они есть на рынке, нужно только правильно все скомпоновать, отладить и настроить. Я собрал команду молодых амбициозных инженеров, мы проанализировали рынок беспилотников. Многие стартапы и в мире, и в Украине делают беспилотники с малой нагрузкой — до 5 кг; есть беспилотники с большой грузоподъемностью — 200-300 кг. Мы выбрали нишу где-то посередине, ближе к малым — дрон грузоподъемностью 20 кг.
Ваш дрон уже полностью готов? Осталось только найти инвесторов и покупателей для массового производства?
Полноразмерный прототип будет с размахом крыльев 4,6 метра, а у нас пока готова уменьшенная копия на 2,8 метра. В Лас-Вегасе мы представили полноразмерный макет беспилотника. Сейчас дрон в процессе испытаний в аэродинамической трубе НАУ. В конце этого года планируем создать полноразмерный летающий прототип, а в начале 2023-го — доставить первый коммерческий беспилотник первому клиенту.
А для чего можно использовать такой беспилотник? Кто ваши потенциальные покупатели?
Например, на выставке к нам подходили с запросом на переброску дронами небольших грузов между островами Карибского бассейна: продукты питания, алкоголь, сигары. Другой запрос — перевозка медицинских грузов между больницами: анализов, донорской крови и органов для трансплантации и пр. Всего, что нужно доставить срочно, без пробок. На нашем дроне можно установить рефрижератор, контроль температуры — и пожалуйста. Или вот, например, доставить инструменты для нефтедобывающий платформы в море. Не надо гонять вертолет или лодку, которые съедают много горючего.
На выставке мы общались с производителями маленьких дронов на 1,5-2 кг, которые доставляют в Африке разные товары, но не садятся, а сбрасывают коробку с парашютом. Наш дрон умеет вертикально садиться и взлетать, ему нужна только маленькая ровная площадка, так что это удобнее, и можно доставлять хрупкие грузы, скажем, вакцины.
Электродвигатель, естественно, ограничил дальность полета вашей “птички”. Вы решили сделать дрон экологичным, потому что раньше работали в зеленой энергетике?
Отказ от двигателя внутреннего сгорания — это мировой тренд, и мы собираемся его придерживаться, пусть даже пришлось пожертвовать некоторыми техническими характеристиками. Но в будущем мы планируем увеличивать дальность и скорость за счет, например, водородных технологий.
Как управляют таким дроном?
Наши дроны полностью автономные, мы их тестируем в режиме автопилота, но есть и полуавтоматический режим, потому что в случае чего у внешнего пилота должна быть возможность взять управление на себя. В идеале дроном будет так же легко управлять, как пользоваться приложением на вашем телефоне: заданы координаты, маршрут, пользователь нажимает одну клавишу — и готово. “Общение” дрона с инстанциями на земле (диспетчеры, дорожная полиция и т.д.) происходит автоматически. Помимо этого, мы планируем снабдить его искусственным интеллектом для обнаружения и предотвращения возможных столкновений.
Вот тут хочется поподробнее. Движение беспилотников должно регламентироваться каким-то документами, типа ПДД в воздухе. Но в Украине такие правила еще не разработаны.
В мире пока нет успешных проектов грузовых беспилотников достаточно большого калибра, в том числе и потому, что пока не разработано законодательство в этой сфере. Сейчас этим вопросом активно занимаются в ЕС и США. На выставке мы познакомились с компаниями, которые предоставляют специально выделенное воздушное пространство, чтобы тестировать и сертифицитоваровать дроны. Тестирование безопасности — необходимый этап для получения сертификата. В общем, все это происходит вот прямо сейчас и очень быстро меняется.
Илон Маск не раз негативно отзывался о летающих аппаратах с искусственным интеллектом, и сама идея, что маленький умный робот может в любой момент очутиться прямо над тобой с неизвестными намерениями, — она правда пугает. А что вы думаете о перспективах развития дронов?
Это так же неизбежно, как появление и развитие мобильных телефонов. В 90-е годы это были огромные кирпичи с антеннами, жутко дорогие в покупке и обслуживании и неудобные в использовании. Через 30 лет никто не представляет жизнь без мобильного телефона. А ведь он, если задуматься, опаснее любого дрона: в смартфоне у вас хранятся все личные данные и банковские счета.
Я считаю, что искусственный интеллект как раз позволит сделать авиацию рентабельнее, надежнее и безопаснее. Если посмотреть статистику авиа-происшествий, мы увидим, что львиная их доля вызвана человеческими ошибками, а не сбоем техники. Конечно, беспилотник может попасть в руки преступника, но убивает не техника и не оружие, а люди.
Что касается конкретно нашего стартапа, то мы пока не планируем заниматься логистикой в пределах городов. Наш дрон не будет садиться у вас на заднем дворе. Он задуман так, чтобы доставить посылку в отдаленную точку, на перевалочный пункт или склад, а города, если понадобится, будет облетать по кольцевой.
Читайте также:
В аэропорту Киев дрон прошел весь путь пассажира: уникальное видео
В Украине изобрели бумагу из опавших листьев
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…