• “Беспилотники в быту - это неизбежно”: интервью с создателем украинского грузового дрона.Вокруг Света. Украина
    Технологии

    “Беспилотники в быту - это неизбежно”: интервью с создателем украинского грузового дрона

    Виталий Колесниченко, основатель стартапа Airlogix, - о том, как детские мечты об авиации и стремление воплощать свои идеи в жизнь привели к созданию украинского беспилотника с уникальными техническими характеристиками. 

    В сентябре на крупной международной выставке дронов в Лас-Вегасе — Commercial UAV Expo Americas 2021 — представили украинский дрон Hammerhead. Это экологичный грузовой беспилотник с электродвигателем, который можно использовать для доставки грузов весом до 20 кг в труднодоступные места. Создатели назвали свое детище в честь рыбы-молота, — крылья действительно придают дрону сходство с акулой, но  предназначение у него сугубо мирное.

    Аппарат с электродвигателем способен развить скорость до 100 км в час и пролететь без подзарядки батарей до 100 км. Для посадки ему нужна площадка примерно 5*5 метров; взлет и посадка — вертикальная, как у вертолетов, но летает беспилотник, используя подъемную силу крыла, — как самолет. Его почти уникальные технологические характеристики, по словам создателей, позволят Hammerhead занять свободную нишу на мировом рынке дронов. И если со стартапом все будет хорошо, он добавит еще один пункт в список классных вещей, которые Украина способна предложить миру помимо стальных труб, пшеницы, меда и программистов. 

    дрон

    Виталий, как вы придумали ваш дрон? С чего все началось? 

    Меня с детство манило авиастроение, но так получилось, что пошел по стопам отца и деда, стал инженером-теплоэнергетиком. Поработал в энергетической сфере, добился определенных успехов, ушел в альтернативную энергетику, потом в IT, на должность руководителя проектов. Но со временем осознал, что просто не могу полностью себя реализовать на наемной работе. Я всегда думал, что сам бы сделал лучше, и грыз себя за чужие ошибки. В итоге я себе сказал:  “Раз ты такой умный, иди и делай сам”. 

    Сбережения, чтобы начать бизнес, имелись, жена меня поддержала, не хватало только идеи. Вспомнил свои детские мечты, тягу к небу, к самолетам, — и решил делать беспилотники, но не для войны, а для мира. Отрасль сейчас только зарождается, на гражданские дроны появляется спрос, при этом уже доступны технологии, которые позволяют быстро конструировать аппараты. Батареи, двигатели, автопилоты — это уже не секретные разработки, они есть на рынке, нужно только правильно все скомпоновать, отладить и настроить. Я собрал команду молодых амбициозных инженеров, мы проанализировали рынок беспилотников. Многие стартапы и в мире, и в Украине делают беспилотники с малой нагрузкой — до 5 кг; есть беспилотники с большой грузоподъемностью — 200-300 кг. Мы выбрали нишу где-то посередине, ближе к малым — дрон грузоподъемностью 20 кг. 

    дрон

    Ваш дрон уже полностью готов? Осталось только найти инвесторов и покупателей для массового производства?

    Полноразмерный прототип будет с размахом крыльев 4,6 метра, а у нас пока готова уменьшенная копия на 2,8 метра. В Лас-Вегасе мы представили полноразмерный макет беспилотника. Сейчас дрон в процессе испытаний в аэродинамической трубе НАУ. В конце этого года планируем создать полноразмерный летающий прототип, а в начале 2023-го — доставить первый коммерческий беспилотник первому клиенту. 

    А для чего можно использовать такой беспилотник? Кто ваши потенциальные покупатели?

    Например, на выставке к нам подходили с запросом на переброску дронами небольших грузов между островами Карибского бассейна: продукты питания, алкоголь, сигары. Другой запрос — перевозка медицинских грузов между больницами: анализов, донорской крови и органов для трансплантации и пр. Всего, что нужно доставить срочно, без пробок. На нашем дроне можно установить рефрижератор, контроль температуры — и пожалуйста. Или вот, например, доставить инструменты для нефтедобывающий платформы в море. Не надо гонять вертолет или лодку, которые съедают много горючего.

    На выставке мы общались с производителями маленьких дронов на 1,5-2 кг, которые доставляют в Африке разные товары, но не садятся, а сбрасывают коробку с парашютом. Наш дрон умеет вертикально садиться и взлетать, ему нужна только маленькая ровная площадка, так что это удобнее, и можно доставлять хрупкие грузы, скажем, вакцины. 

    Электродвигатель, естественно, ограничил дальность полета вашей “птички”. Вы решили сделать дрон экологичным, потому что раньше работали в зеленой энергетике? 

    Отказ от двигателя внутреннего сгорания — это мировой тренд, и мы собираемся его придерживаться, пусть даже пришлось пожертвовать некоторыми техническими характеристиками. Но в будущем мы планируем увеличивать дальность и скорость за счет, например, водородных технологий. 

    Как управляют таким дроном? 

    Наши дроны полностью автономные, мы их тестируем в режиме автопилота, но есть и полуавтоматический режим, потому что в случае чего у внешнего пилота должна быть возможность взять управление на себя. В идеале дроном будет так же легко управлять, как пользоваться приложением на вашем телефоне: заданы координаты, маршрут, пользователь нажимает одну клавишу — и готово. “Общение” дрона с инстанциями на земле (диспетчеры, дорожная полиция и т.д.) происходит автоматически. Помимо этого, мы планируем снабдить его искусственным интеллектом для обнаружения и предотвращения возможных столкновений. 

    Вот тут хочется поподробнее. Движение беспилотников должно регламентироваться каким-то документами, типа ПДД в воздухе. Но в Украине такие правила еще не разработаны.

    В мире пока нет успешных проектов грузовых беспилотников достаточно большого калибра, в том числе и потому, что пока не разработано законодательство в этой сфере. Сейчас этим вопросом активно занимаются в ЕС и США. На выставке мы познакомились с компаниями, которые предоставляют специально выделенное воздушное пространство, чтобы тестировать и сертифицитоваровать дроны. Тестирование безопасности — необходимый этап для получения сертификата. В общем, все это происходит вот прямо сейчас и очень быстро меняется. 

    Илон Маск не раз негативно отзывался о летающих аппаратах с искусственным интеллектом, и сама идея, что маленький умный робот может в любой момент очутиться прямо над тобой с неизвестными намерениями, — она правда пугает. А что вы думаете о перспективах развития дронов?

    Это так же неизбежно, как появление и развитие мобильных телефонов. В 90-е годы это были огромные кирпичи с антеннами, жутко дорогие в покупке и обслуживании и неудобные в использовании. Через 30 лет никто не представляет жизнь без мобильного телефона. А ведь он, если задуматься, опаснее любого дрона: в смартфоне у вас хранятся все личные данные и банковские счета. 

    Я считаю, что искусственный интеллект как раз позволит сделать авиацию рентабельнее, надежнее и безопаснее. Если посмотреть статистику авиа-происшествий, мы увидим, что львиная их доля вызвана человеческими ошибками, а не сбоем техники. Конечно, беспилотник может попасть в руки преступника, но убивает не техника и не оружие, а люди.

    Что касается конкретно нашего стартапа, то мы пока не планируем заниматься логистикой в пределах городов. Наш дрон не будет садиться у вас на заднем дворе. Он задуман так, чтобы доставить посылку в отдаленную точку, на перевалочный пункт или склад, а города, если понадобится, будет облетать по кольцевой.

    Читайте также:

    В аэропорту Киев дрон прошел весь путь пассажира: уникальное видео

    В Украине изобрели бумагу из опавших листьев

    Запрет одноразового пластика в Украине: из чего делают биоразлагаемые пакеты и как их правильно утилизировать?