«Самсон и Далила» — картина Питера Пауля Рубенса, написанная около 1609 года. Сюжет полотна повторяет библейский эпизод: ветхозаветный герой и борец с филистимлянами Самсон, влюбившийся в филистимлянку Далилу, засыпает у нее на коленях. Коварная девушка позволяет филистимлянам отрезать волосы Самсона, в которых заключена его сила. В дверях комнаты уже стоит стража — она схватит обессиленного Самсона, ослепит его и бросит в темницу.
Известно, что в 1609 году картину заказал бургомистр Антверпена Николас Рококс. Полотно пропало в 1640 году, когда Рококс умер. Нашлось оно только в 1929 году в Париже. Сперва картину приписали нидерландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту, однако затем историк и эксперт по Рубенсу Людвиг Бурхард подтвердил его авторство и подписал сертификат подлинности картины.
Когда Бурхард умер в 1960 году, выяснилось, что он выдавал сертификаты ненастоящим работам для собственной коммерческой выгоды. Это и заставило экспертов сомневаться в подлинности «Самсона и Далилы» на протяжении нескольких десятилетий.
Сейчас подлинность картины решили проверить швейцарские эксперты из компании Art Recognition с помощью собственной технологии, основанной на сверточных нейросетях. Искусственный интеллект сначала проанализировал 148 оригинальных работ Рубенса, подлинность которых не вызывает сомнений, — а затем сравнил с этим массивом данных «Самсона и Далилу».
Согласно результатам эксперимента, вероятность того, что эту картину писал не Рубенс, составляет 91%. Для сравнения нейросеть проанализировала еще одно полотно из коллекции галереи, авторство которого подтверждено экспертами — «Вид на Хет Стин ранним утром», — вероятность того, что это подделка, составила лишь 1,2%.
Алгоритм, который использует Art Recognition для проверки подлинности, опирается прежде всего на характерное и индивидуальное для художника движение кисти, которое можно реконструировать, даже не имея высококачественной фотографии работы.
«Я была так шокирована», — сказала соучредитель Art Recognition, ученый Карина Поповичи. — Мы повторили эксперименты, чтобы убедиться, что мы не ошиблись, — и результат всегда был одинаковым. Каждый фрагмент, каждый квадратик оказывался фальшивым с вероятностью более 90%». По словам Поповичи, эта технология может распознать автора, даже если он изменил свой изобразительный стиль, — по мазкам.
Ранее эксперты сомневались в подлинности «Самсона и Далилы» в том числе и из-за нехарактерных для Рубенса цветов и композиции картины . На полотне, выставленном в Национальной галерее, обрезана нога Самсона (на снимке внизу слева). В то же время на известных более поздних копиях картины XVII века других художников — гравюре Якоба Матама и картине Франса Франкена Младшего «Ужин в доме бургомистра Рококса», где произведение становится картиной в картине (на снимке внизу справа), — видна вся ступня.
Национальная галерея Лондона уже сообщила, что будет следить за исследованием — и ждет публикации всего его текста, чтобы оценить доказательства ученых. Музей утверждает, что эта работа относится к периоду экспериментов Рубенса, — и по-прежнему включает ее в список 30 важнейших экспонатов коллекции музея.
В 1980 году музей приобрел картину за 2,5 миллиона фунтов стерлингов. Это 6,6 миллиона фунтов стерлингов по современному курсу.
По материалам Meduza
Читайте также:
Искусственный интеллект восстановил изуродованную картину Рембрандта
Искусственный интеллект восстановил закрашенную картину Пикассо
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…