«Самсон и Далила» — картина Питера Пауля Рубенса, написанная около 1609 года. Сюжет полотна повторяет библейский эпизод: ветхозаветный герой и борец с филистимлянами Самсон, влюбившийся в филистимлянку Далилу, засыпает у нее на коленях. Коварная девушка позволяет филистимлянам отрезать волосы Самсона, в которых заключена его сила. В дверях комнаты уже стоит стража — она схватит обессиленного Самсона, ослепит его и бросит в темницу.
Известно, что в 1609 году картину заказал бургомистр Антверпена Николас Рококс. Полотно пропало в 1640 году, когда Рококс умер. Нашлось оно только в 1929 году в Париже. Сперва картину приписали нидерландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту, однако затем историк и эксперт по Рубенсу Людвиг Бурхард подтвердил его авторство и подписал сертификат подлинности картины.
Когда Бурхард умер в 1960 году, выяснилось, что он выдавал сертификаты ненастоящим работам для собственной коммерческой выгоды. Это и заставило экспертов сомневаться в подлинности «Самсона и Далилы» на протяжении нескольких десятилетий.
Сейчас подлинность картины решили проверить швейцарские эксперты из компании Art Recognition с помощью собственной технологии, основанной на сверточных нейросетях. Искусственный интеллект сначала проанализировал 148 оригинальных работ Рубенса, подлинность которых не вызывает сомнений, — а затем сравнил с этим массивом данных «Самсона и Далилу».
Согласно результатам эксперимента, вероятность того, что эту картину писал не Рубенс, составляет 91%. Для сравнения нейросеть проанализировала еще одно полотно из коллекции галереи, авторство которого подтверждено экспертами — «Вид на Хет Стин ранним утром», — вероятность того, что это подделка, составила лишь 1,2%.
Алгоритм, который использует Art Recognition для проверки подлинности, опирается прежде всего на характерное и индивидуальное для художника движение кисти, которое можно реконструировать, даже не имея высококачественной фотографии работы.
«Я была так шокирована», — сказала соучредитель Art Recognition, ученый Карина Поповичи. — Мы повторили эксперименты, чтобы убедиться, что мы не ошиблись, — и результат всегда был одинаковым. Каждый фрагмент, каждый квадратик оказывался фальшивым с вероятностью более 90%». По словам Поповичи, эта технология может распознать автора, даже если он изменил свой изобразительный стиль, — по мазкам.
Ранее эксперты сомневались в подлинности «Самсона и Далилы» в том числе и из-за нехарактерных для Рубенса цветов и композиции картины . На полотне, выставленном в Национальной галерее, обрезана нога Самсона (на снимке внизу слева). В то же время на известных более поздних копиях картины XVII века других художников — гравюре Якоба Матама и картине Франса Франкена Младшего «Ужин в доме бургомистра Рококса», где произведение становится картиной в картине (на снимке внизу справа), — видна вся ступня.
Национальная галерея Лондона уже сообщила, что будет следить за исследованием — и ждет публикации всего его текста, чтобы оценить доказательства ученых. Музей утверждает, что эта работа относится к периоду экспериментов Рубенса, — и по-прежнему включает ее в список 30 важнейших экспонатов коллекции музея.
В 1980 году музей приобрел картину за 2,5 миллиона фунтов стерлингов. Это 6,6 миллиона фунтов стерлингов по современному курсу.
По материалам Meduza
Читайте также:
Искусственный интеллект восстановил изуродованную картину Рембрандта
Искусственный интеллект восстановил закрашенную картину Пикассо