В этот день вспоминается евангельское событие, когда на 40-й день после рождения Христа его земные родители, Дева Мария и Иосиф Обручник, принесли Иисуса в Иерусалимский храм. Эти события ярко описаны в Евангелии от Луки.
Закон Моисея приписывал, что каждая женщина при рождении ребенка в течение 40 дней не имеет права входить в храм, потому что в этот период она считалась нечистой. На эти 40 дней приходился период очистки. Дева Мария как Божия Матерь не была обязана соблюдать обряд очищения, потому что освятилась Христовым Рождеством. И все же она в смирении исполняет предписания закона и приносит в жертву две горлицы, ведь 40-го дня происходил обряд пожертвования Богу. Семеон в Иисусе увидел Мессию, взял его на руки, прекрасной молитвой благодарив Господа Бога за милость, что его глаза увидели обещанного Спасителя.
Издавна Сретения ждали с особым нетерпением и торжественно отмечали, а потому к этому празднику было приурочено много обычаев – как церковных, так и бытовых.
Селяне на Сретение не работали, зато внимательно присматривались к погоде, ведь в этот день «февраль к марту в гости приезжает», чтобы «на Сретение зима с весной встретились». Считалось: кто из них в этот день переборет, такой и будет погода в начале марта. По народным поверьям, на Сретение медведь вылезает из берлоги. И если косолапый увидит свою тень, то есть если в этот день светит солнце, он испугается и спрячется снова в свое логово.
Во время этого праздника в церквях освящались свечи, их называли «святыми свечами», они были наделены великой божьей силой, которая лечит, защищает жилье, оберегает от болезней как душу, так и тело человека и животного, помогает молодым девушкам прояснить свою судьбу. Свечу берегли и в течение года часто использовали для различных нужд. Например, придя с ней после службы в церкви, ее зажигали перед воротами и обходили все дворы, веря в то, что она защитит все живое во дворе от дурных глаз и невидимых сверхъестественных разрушительных сил. Ею рисовали хрещики (кресты) над входной дверью, над окнами, в доме на геренде (сволоке – опоре потолка). Незамужние девушки на той свече гадали – чтобы «из пламени узнать, с какой стороны сватача (сватов) ждать», или топили воск – чтобы по застывшим каплям в холодной воде в миске прочитать свою судьбу.
Когда на семью «нападали разные несчастья» или случался падеж скота, тогда свечой-громницей окуривали все вокруг: дом, конюшни, весь двор. Когда, умирая, человек долго не мог отойти в мир иной, ему в руки давали эту свечу – «чтобы муки исцелила и душу с грешным телом разлучила». Во время сильных ливней, бурь, чтобы ветры не уничтожили урожай но полях и не сожгла его молния, зажигали свечу в домах. Ею или гранью (жаром) из печи окуривали запряженных в плуг быков, когда шли на первую вспашку – «чтобы ее тепло в борозды легло и обильными всходами проросло».
Часто, провожая кого-то из родных или близких в дальнюю дорогу, давали освященную громничную свечку подержать в руке; путники отламывали от нее кусочек воска и клали в карман – «чтобы в дороге была на подмоге».
На Сретение освящают в церкви и воду. В древности сретенскую воду собирали с сосулек и добавляли к воде из колодца – она, по верованиям, после этого становилась целебной. Такая вода лечит раны и разные заболевания, спасает от злого глаза. Ею же окропляли воинов перед походом на войну, а пасечники кропили улья весной и конюшни от ведьм – чтобы «не высосали из коровы молока», хозяева брызгали такой водой скот во время первого выгона на пастбище. Селяне набирали той воды в новый, еще не использовавшийся сосуд, приносили домой и тщательно берегли.
На Сретение хозяева гадали на урожай, выставляя на ночь тарелку с зерном на улицу. Если утром есть роса – к урожаю, нет росы – не будет урожая.
Сретения ждали и пасечники. Они считали: как капает с крыш вода, так будет поступать и мед.
После Сретения уже можно было начинать работу в садах: обрезать ветки, прочищать деревья, кусты, обрезать летние молодые побеги, чтобы позже, в мае, их привить. Очищали стволы от снега, чтобы солнце обогревало дерево. Дети вместе с дедушками начинали делать для птиц разные кормушки и развешивали их в своих садах.
Старшие люди говорили так: «Сретение возвращает птиц в рощи, а пахаря – к плугу». Селяне приступали к починке сельскохозяйственных орудий, очищали от различного мусора поля под запашку.
На Сретение люди присматривались ко многим приметам, потому что человеку хотелось ускорить приход весны, тепла, получить в следующем году хороший урожай.
Обрядовых «сретенских» блюд не готовили. Это должен был быть обычный праздничный обед с мясом, например, борщ с шампиньонами и каплуном (петухом), жаркое из подчеревины, крученики с салом, вареники с картофелем, блины с капустой, холодец из птицы, пирог с рыбой, вишневый кисель, всевозможные наливки и настойки.
Украинцы – гостеприимные хозяева, поэтому с радостью угостят кума, свата или брата, которые подоспели к праздничному столу.
По материалам www.depo.ua
Читайте также:
Сретение Господне у христиан восточного обряда (календарь)
В киевский парк им.Шевченко пришла весна
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…