Путешествия

Как в Карпатах путешествуют на горном трамвае благодаря австрийскому барону

Изучать, путешествовать и любоваться Карпатами можно по-разному. Пешие походы по туристическим или «диким» маршрутам, поездка на автомобиле, лошадях и тому подобное — для этого в горных регионах есть все условия. Но есть один, особенный, маршрут. Оказывается, Карпаты можно изучать и созерцать, наблюдая потрясающие пейзажи из окна трамвая.

Фото: DepoUA

Это стало возможным благодаря австрийскому барону. Точнее, благодаря развитию его лесопромышленного бизнеса, в частности, на территории нынешней Ивано-Франковской области.

Сегодня «Карпатский трамвай» — сеть горных узкоколейных железных дорог (ширина колеи -750 мм) в Украинских Карпатах, вблизи пгт Выгода Долинского района Ивано-Франковской области.

Фото: DepoUA

История «чудо-маршрута» началась в Карпатах еще во времена Австро-Венгерской империи, когда в 1873 г австрийский предприниматель, барон Леопольд Поппер фон Подгари перенес из Венгрии в Галичину главный офис своей фирмы. Предприятие Поппера специализировалось на заготовке, переработке и сбыте древесины.

В то время начали строительство железнодорожного полотна до села Выгода. Первый поезд прибыл из Долины в Выгоду 8 июля 1883 г. На железнодорожной станции поезд встретил сам Поппер.

От широкой дороги в горы сначала проложили «конки» — узкоколейки, по которым кони тянули лес. Такая колея, длиной в три километра, связала в 1890-м лесопильный завод в Выгоде с тартаком (лесопилкой) в Старом Мизуне. Она проходила по двум большим мостам на реках Свича и Мизунька. На то время попперовская лесопилка была крупнейшей в Галичине. Кроме Леопольда Поппера, узкие дороги и лесопромысел с 1886 года активно развивали братья бароны Гредли.

В 1920 г в долине реки Мизунька начала работать третья узкоколейка. Эта дорога, длиной в 24 км, вела к станции Соболь (сегодня — Миндунок), проходила через пять больших мостов и была разрекламирована в газетах как очень живописная.

Во время Второй мировой войны карпатские дороги регулярно взрывали и восстанавливали разные армии, в зависимости от линий фронта и наступательно-отступательных операций.
Чтобы выполнить госзаказ на древесину, сеть узких путей просто углубили в леса и горы. В 60-е годы Выгодская железная дорога имела наибольшую протяженность — 180 км, проходила она по 160 мостам. Тогда же Москва официально провозгласила узкоколейку нерентабельной и дала указание демонтировать часть дороги.

Процесс разрушения продолжался до конца девяностых. Последний, вполне сокрушительный удар узкой дороге в Карпатах нанесли наводнения 1998-го и 2000-го годов. Стихия уничтожила более половины действующих линий. Дело природы довершили люди: десятки километров рельсов разобрали и сдали на металлолом. Удалось реанимировать лишь Мизунскую ветку — пока она единственная восстановлена полностью.

Эта узкоколейка от поселка Выгода к Сенечево (60 км) с 2000 г эксплуатируется как производственная — по ней регулярно курсируют грузовой и рабочий поезда. А в 2004 г был организован «Карпатский трамвай» — по маршруту проследовал первый туристический мини-поезд.

Сегодня трамвайчик для туристов имеет вагон СВ с мягкими комфортными сиденьями и вагон-кабриолет, в котором есть крыша, а стены на уровне окон срезаны.

Фото: DepoUA

Путешественникам предлагают несколько вариантов экскурсии по карпатским местам. Обычно «Карпатский трамвай» осуществляет классическую экскурсию несколько часов. Маршрут пролегает вдоль берегов чистой горной реки Мизунка, мимо горы Церковище. Первая остановка — у памятника украинскому поэту Ивану Франко. Дорога туристического маршрута пролегает через заповедник общегосударственного значения «Ширковец», мосты и болота, мимо горы Монастырь.

Также есть остановка возле минерального источника «Горянка», что в селе Новый Мизунь. «Карпатский трамвайчик» привозит пассажиров еще и к живописному карпатскому урочищу Дубовый Кут. Во время поездки могут быть организованы длительные перерывы, когда туристы гуляют по горам, наслаждаясь природой.

Читайте также:

Украинцы предпочитают Турцию и Карпаты

5 причин отдохнуть на Закарпатье

Соло по Карпатам

Вокруг Света

Recent Posts

5 мифов про туристическую страховку в 2024 году

Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…

2 недели ago

Что делает Фраголино таким особенным и любимым

В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…

1 месяц ago

Туризм ради игры: топ городов для игры в казино

Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…

2 месяца ago

Фриспины казино Vbet

Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…

3 месяца ago

Все, что нужно знать о кальвадосе

В романе «Триумфальная арка» Ремарк называет кальвадос «напитком грез». В действительности это разновидность яблочного (реже…

3 месяца ago

Страхование на авто в Польше: какие штрафы предусмотрены за просрочку и отсутствие полиса

Страхование автотранспорта является обязательным в Польше. Чтобы иметь право управлять транспортным средством, у каждого водителя…

5 месяцев ago