• Фото: DepoUA
    Путешествия
    Среда, 12 апреля 2017

    Как в Карпатах путешествуют на горном трамвае благодаря австрийскому барону

    Еще в конце XIX в владелец лесопилок барон Леопольд Поппер фон Подгари построил узкоколейную железную дорогу длиной в 3 км.

    Изучать, путешествовать и любоваться Карпатами можно по-разному. Пешие походы по туристическим или «диким» маршрутам, поездка на автомобиле, лошадях и тому подобное — для этого в горных регионах есть все условия. Но есть один, особенный, маршрут. Оказывается, Карпаты можно изучать и созерцать, наблюдая потрясающие пейзажи из окна трамвая.

    Фото: DepoUA

    Фото: DepoUA

    Это стало возможным благодаря австрийскому барону. Точнее, благодаря развитию его лесопромышленного бизнеса, в частности, на территории нынешней Ивано-Франковской области.

    Экспресс-инфо по стране

    Украина – государство в Восточной Европе.

     

    Флаг Герб

     

    Столица – Киев

    Крупнейшие города: Киев, Львов, Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Донецк

    Форма правления – Парламентско-президентская республика

    Территория – 603 549 км2 (44-я в мире)

    Население – 42,6 млн чел. (32-я в мире)

    Официальный язык – украинский

    Религия – православие, католицизм

    ИЧР – 0,747 (81-я в мире)

    ВВП – $131,8 млрд (59-я в мире)

    Валюта – гривна

    Граничит с: Беларусью, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой, Россией

    Сегодня «Карпатский трамвай» — сеть горных узкоколейных железных дорог (ширина колеи -750 мм) в Украинских Карпатах, вблизи пгт Выгода Долинского района Ивано-Франковской области.

    Фото: DepoUA

    Фото: DepoUA

    История «чудо-маршрута» началась в Карпатах еще во времена Австро-Венгерской империи, когда в 1873 г австрийский предприниматель, барон Леопольд Поппер фон Подгари перенес из Венгрии в Галичину главный офис своей фирмы. Предприятие Поппера специализировалось на заготовке, переработке и сбыте древесины.

    В то время начали строительство железнодорожного полотна до села Выгода. Первый поезд прибыл из Долины в Выгоду 8 июля 1883 г. На железнодорожной станции поезд встретил сам Поппер.

    От широкой дороги в горы сначала проложили «конки» — узкоколейки, по которым кони тянули лес. Такая колея, длиной в три километра, связала в 1890-м лесопильный завод в Выгоде с тартаком (лесопилкой) в Старом Мизуне. Она проходила по двум большим мостам на реках Свича и Мизунька. На то время попперовская лесопилка была крупнейшей в Галичине. Кроме Леопольда Поппера, узкие дороги и лесопромысел с 1886 года активно развивали братья бароны Гредли.

    В 1920 г в долине реки Мизунька начала работать третья узкоколейка. Эта дорога, длиной в 24 км, вела к станции Соболь (сегодня — Миндунок), проходила через пять больших мостов и была разрекламирована в газетах как очень живописная.

    Во время Второй мировой войны карпатские дороги регулярно взрывали и восстанавливали разные армии, в зависимости от линий фронта и наступательно-отступательных операций.

    Чтобы выполнить госзаказ на древесину, сеть узких путей просто углубили в леса и горы. В 60-е годы Выгодская железная дорога имела наибольшую протяженность — 180 км, проходила она по 160 мостам. Тогда же Москва официально провозгласила узкоколейку нерентабельной и дала указание демонтировать часть дороги.

    Процесс разрушения продолжался до конца девяностых. Последний, вполне сокрушительный удар узкой дороге в Карпатах нанесли наводнения 1998-го и 2000-го годов. Стихия уничтожила более половины действующих линий. Дело природы довершили люди: десятки километров рельсов разобрали и сдали на металлолом. Удалось реанимировать лишь Мизунскую ветку — пока она единственная восстановлена полностью.

    Эта узкоколейка от поселка Выгода к Сенечево (60 км) с 2000 г эксплуатируется как производственная — по ней регулярно курсируют грузовой и рабочий поезда. А в 2004 г был организован «Карпатский трамвай» — по маршруту проследовал первый туристический мини-поезд.

    Сегодня трамвайчик для туристов имеет вагон СВ с мягкими комфортными сиденьями и вагон-кабриолет, в котором есть крыша, а стены на уровне окон срезаны.

    Фото: DepoUA

    Фото: DepoUA

    Путешественникам предлагают несколько вариантов экскурсии по карпатским местам. Обычно «Карпатский трамвай» осуществляет классическую экскурсию несколько часов. Маршрут пролегает вдоль берегов чистой горной реки Мизунка, мимо горы Церковище. Первая остановка — у памятника украинскому поэту Ивану Франко. Дорога туристического маршрута пролегает через заповедник общегосударственного значения «Ширковец», мосты и болота, мимо горы Монастырь.

    Также есть остановка возле минерального источника «Горянка», что в селе Новый Мизунь. «Карпатский трамвайчик» привозит пассажиров еще и к живописному карпатскому урочищу Дубовый Кут. Во время поездки могут быть организованы длительные перерывы, когда туристы гуляют по горам, наслаждаясь природой.

    Читайте также:

    Украинцы предпочитают Турцию и Карпаты

    5 причин отдохнуть на Закарпатье

    Соло по Карпатам