Автор популярного в Украине туристического блога Александр Чебан рассказал, как не опоздать на самолет и что предпринять, если это все-таки случилось.
Время вылета
Термин «время вылета» в авиабилете означает не время взлета как таковое, а момент, когда закрываются двери самолета. Если говорить совсем строго — это «расчетное время разблокировки тормозных колодок». Поскольку это действие пассажир не видит, то нагляднее все-таки ориентироваться именно на закрытие дверей, как на ближайший по времени ориентир.
Последующее «время руления» и «ожидание в очереди на взлет» в аэропортах вылета и прилета уже учтено в расписании рейса. Поэтому даже если есть подозрение, что опоздаете на пересадку, не волнуйтесь: скорее всего, прилетите вовремя. И еще, самолет — не поезд. Он не «нагонит время за ночь». В гражданской авиации все продумано и просчитано с учетом загрузки аэропортов. Так, зимнее и летнее расписание рейсов корректируется с учетом погодных условий и увеличения времени руления, антиобледенительных процедур в аэропортах и т. д.
Для рядового пассажира абсолютно неочевидно, почему злой агент у выхода на посадку не желает его пропустить, ведь к лайнеру еще присоединен телетрап, или можно ведь отправить его еще одним автобусом в самолет!
Да, самолет виден буквально за стеклом. Но уже закрыты двери, и начались предполетные операции. Кроме того, в аэропортах не предусмотрены дополнительные автобусы, чтобы подвозить недисциплинированных пассажиров.
Время посадки
У разных авиакомпаний и в разных аэропортах трактовка понятия «время начала посадки» может несколько отличаться. Обычно посадка начинается за 60—30 мин. до времени вылета (помните: это момент закрытия дверей лайнера). Важно знать: это время обязательно указывается в посадочном талоне. О нем же напоминает агент на стойке регистрации. Пассажир обязан быть именно к этому времени у выхода на посадку.
Время же окончания посадки устанавливается перевозчиком. Оно не может заканчиваться ранее, чем за 10 мин. до времени вылета (это выдержка из правил ГАСУ — Госавиаслужбы Украины). В других странах и аэропортах время окончания посадки может варьироваться. И, наконец, важный нюанс: если ко времени окончания посадки у выхода собралась очередь — агент не закроет посадку до тех пор, пока все пассажиры не пройдут в автобус или по телетрапу в самолет.
Номер рейса
Итак, правило №1 для пассажира: быть у выхода на посадку ко времени, указанному в посадочном талоне. При этом нужно оказаться не только в нужное время, но и в нужном месте. А выход (он же гейт), указанный в посадочном талоне, может иногда измениться. Для того чтобы контролировать ситуацию, нужно поглядывать на информационные мониторы и прислушиваться к объявлениям по громкой связи. Особенно тщательно за этим нужно следить в крупных стыковочных аэропортах, где время выхода на посадку и гейты меняются довольно часто. При этом следует учесть, что в крупных аэропортах расстояния между гейтами огромные.
Особенно важно обращать внимание, чтобы нужное вам время, рейс и направление совпадали. Дело в том, что многие рейсы выполняются совместно с другими перевозчиками и могут иметь несколько номеров, которые меняются на табло. Вот пример из собственной практики: несмотря на огромный опыт перелетов, недавно я пробежался в противоположные концы огромного аэропорта в Цюрихе только потому, что в одно и то же время, с точностью до минут, имел место вылет в нужный город у двух разных авиакомпаний! А я как раз не обратил внимание на номер рейса.
Расписание
Расписание и его соблюдение — это основа слаженной работы всего организма гражданской авиации. Это пассажиру кажется, что 5—10 минут роли не играют. Но для авиакомпании именно вылет по расписанию означает попадание в свой слот (согласованный временной интервал именно для этого рейса) в аэропорту вылета и прилета. Выпадение из слота в загруженных крупных аэропортах приводит к серьезным сбоям в расписании и финансовые потери из-за дополнительного наземного обслуживания. Кроме того, вместе с вами наверняка летят те, у кого есть стыковочный рейс в аэропорту прилета. И если из-за вас рейс задержат — то они рискуют пропустить стыковку.
Наконец, у самолета, в котором вы летите, в расписании есть следующий рейс (возможно, спустя всего 30—40 минут). И он тоже должен быть выполнен по расписанию! Почему задержка из-за вашего опоздания должна влиять на последующее расписание?! Многие аэропорты в Европе работают до 22:00—23:00, а значит — ваше опоздание и задержка рейса может вообще привести к его отмене.
Бегу – опаздываю
Да, бывают ситуации, когда опоздавшего все же ожидают у выхода на посадку. Ни одна авиакомпания не заинтересована в том, чтобы услуга не была оказана. Так, всегда максимально содействуют транзитным пассажирам, опаздывающим на свои рейсы: их встречают у трапа с предыдущего рейса и везут на следующий, минуя терминал. В крупных стыковочных аэропортах есть услуга фаст-трек (экспресс прохождение аэропортовых формальностей в сопровождении представителя компании) — не забывайте о такой возможности.
Если пассажир летит последним поздним вечерним рейсом из крупного аэропорта, а самолет будет «ночевать» в аэропорту назначения — возможно, авиакомпания примет решение подождать пассажиров, опаздывающих с предыдущих рейсов. Даже командир может принять решение ждать пассажиров после окончания посадки, если позволяют все другие факторы. Но, опять же, все это лишь приятные исключения.
Но в путешествиях со стыковками нужно всегда быть готовым к неприятным сюрпризам. Как-то в Торонто я хоть и успел на стыковочный рейс, но у выхода на посадку узнал: система меня сняла автоматически из-за опоздания предыдущего рейса. Так что мне было отказано в посадке.
Следует помнить, что существует неукоснительно исполняющееся правило: если пассажира снимают с рейса, его багаж подлежит выгрузке. Поэтому если процедуры посадки закрыты, а вы, даже со сданным багажом, умудрились опоздать — вам откажут в посадке, а ваш багаж выгрузят, пусть даже это повлечет дополнительную задержку вылета. Случаи, когда такого пассажира ожидали, скорее из области мифов.
Он улетел
Если вы все-таки опоздали, алгоритм действий должен быть следующий:
По материалам «Сегодня»
Читайте также:
Куршевель, Мадейра, Тибет и другие: самые жуткие аэропорты мира
В аэропорту Лас-Вегаса пассажирам помогают сотрудники-голограммы
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…
В романе «Триумфальная арка» Ремарк называет кальвадос «напитком грез». В действительности это разновидность яблочного (реже…
Страхование автотранспорта является обязательным в Польше. Чтобы иметь право управлять транспортным средством, у каждого водителя…