Вы – опытный путешественник, за плечами несколько десятков самостоятельных поездок – с билетами, отелями, страховками и машинами на прокат. Вы – «организованный турист», который всегда пользуется услугами турагентств и покупает вояж «под ключ». Вы – новичок, который организует свое первое большое путешествие – в соседнюю ли Польшу или в далекий Гондурас. Что у вас общего? Его Величество Форс-Мажор – от встречи с ним не убережет ни опыт, ни статистика удачных «без-сучка-без-задоринки» поездок, ни везение новичков. Что же делать? Во-первых, никогда не сбрасывать форс-мажор со счетов – просто принять как факт, что он случается. И, соответственно, не паниковать, если что-то идет не так. Во-вторых, подготовиться – это поможет минимизировать неприятные последствия и сберечь нервы. Рассказываем, как действовать в различных незапланированных ситуациях.
Мне не дали визу
Да, многострадальный безвиз нам вроде как подтвердили, но процедурно все не так просто. Поэтому пока, как и раньше, ходим в консульства с протянутой рукой и внушительным пакетом документов. Количество и качество бумажек в пачке – вовсе не гарантия вожделенного штампа в паспорте. Вам могут просто отказать. Немотивированно. Если не считать мотивом то, что консул сегодня встал не с той ноги. Обидно – не то слово! Но особенно – когда куплен авиабилет. А вредные консульства в большинстве случаев настаивают именно на таком варианте, и не их печаль, что в случае отказа деньги вы потеряете – в большинстве случаев мы покупаем билеты по самому дешевому тарифу, который не предусматривает возможность возврата или переноса даты вылета. Авиакомпания к визовой истории отношения не имеет и формально ничего вам не должна – ответственность за подготовку документов в надлежащем виде лежит на пассажире. Но если в случае с консульствами «нет» – это практически всегда нет, то с авиакомпаниями возможны варианты. У национального перевозчика МАУ, например, существует практика возврата денег за билет, если вам не дали визу. Но только обратиться в авиакомпанию нужно хотя бы за три дня до вылета и предоставить документы, подтверждающие отказ. Важно: страной назначения в билете должна быть именно страна, отказавшаяся принять вас в гости.
Итог: при подаче на визу тщательно прорабатывайте билетный аспект – выбирайте такой тариф, который позволяет отказаться от билета либо поменять дату, либо уточните политику авиакомпании по данному вопросу.
Мой рейс задерживают
Рейсы задерживают достаточно часто – это специфика авиации, где на расписание влияет несколько сотен факторов. Задержка в большинстве случаев расстраивает путешественника (если он, конечно, не опаздывает на рейс), но степень расстройства варьируется. Одно дело, если вопрос в том, чтобы подождать несколько часов в аэропорту. Да, не слишком радостно, но обычно время там летит быстро – можно и поработать, и посидеть в кафе, и побродить по магазинам duty free. Если ожидание затягивается, вам положены определенные «плюшки» за доставленное неудобство: два телефонных звонка или два имейла и питание – для рейсов до 1500 км через два часа, до 3500 км – через три часа, от 3500 км – через четыре часа. Если ждать приходится целую ночь, то вас поселят в отеле и организуют трансфер туда и обратно. Все это не очень удобно, но не так критично, как ситуация с транзитом, когда из-за задержки одного из рейсов рушится вся схема. Возможных сценариев в такой ситуации два. Первый – вы покупали отдельные билеты на каждый из рейсов. Тут, к сожалению, вам никто ничего не должен – билет на рейс, на который вы не успели, пропадет.
Второй сценарий: у вас единый билет, оформленный одним бронированием (даже если рейсы выполняют разные авиакомпании). В таком случае авиакомпания, которая выписала вам билет, в любом случае обязана доставить вас в пункт назначения максимально быстро и удобно – даже если это предполагает участие партнерских авиакомпаний и другой класс бронирования (например, бизнес). Все это положено вам совершенно бесплатно.
Итог: всегда покупайте единый билет и не стыкуйте рейсы вручную – это единственная гарантия без дополнительных затрат попасть в пункт назначения в случае утраты стыковок. Ну и помните о своих правах – какая компенсация вам положена за часы ожидания даже в случае задержки прямого рейса из точки А в точку Б.
Мой рейс отменили
Уровень фрустрации у пассажира в такой ситуации выше, чем при задержке рейса, хотя ничего столь страшного тут тоже нет. Во-первых, в пункт назначения вы в любом случае попадете – а это самое главное. Остальное зависит от причин, по которым рейс отменили – коммерческие основания и форс-мажор предполагают разные «компенсационные пакеты». Если дело в коммерции (например, не продали достаточное количество билетов), важно, за сколько времени до предполагаемого вылета вас уведомили о такой ситуации. Две недели и альтернативный маршрут? Авиакомпания вам ничего не должна. Неделя? Вы должны вылететь не более чем с двухчасовой задержкой, а прилететь – не более чем с четырехчасовой. Меньше недели? Вылет не позже часа, прибытие не позже двух часов по сравнению с первоначальным планом. Иначе компенсация. Если вас вообще не уведомили, то в зависимости от дальности рейса авиакомпания должна выплатить вам от 250 до 600 евро и все равно доставить в пункт назначения.
Если же причина отмены – форс-мажор (погода, забастовки, технические неполадки и т.д.), вам обязательно должны предложить альтернативный вариант перелета, но платить компенсацию авиакомпания не должна.
Итог: постарайтесь всегда быть на связи – чтобы в случае чего авиакомпания могла предупредить вас о любых плановых изменениях в расписании – отменах, задержках, изменении времени вылета. Для этого оставляйте актуальные контакты во всех форматах – е-мейл, номера телефонов, скайп. А если форс-мажор такого рода все-таки случился, keep calm. Просто знайте свои права.
Хотелось бы думать, что это все форс-мажоры, которые поджидают авиапутешественника. Но это не так – во второй части статьи мы разберем еще несколько случаев. В них тоже нет ничего страшного, но предупрежден – значит, вооружен. Следите за обновлениями раздела!
Читайте также:
Что делать, если вы потерялись в чужой стране
Что делать, если вы заболели за рубежом
Стихийное бедствие в чужой стране: куда бежать и что делать?
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…