После недавнего землетрясения в Турции и Греции многие украинские туристы ринулись менять свои путевки или переносить даты выезда. Люди столкнулись с тем, что операторы под любым предлогом не хотят возвращать деньги и с трудом идут на контакт, чтобы поменять билеты. Как защитить свои права в форс-мажорных ситуациях и вернуть средства до, во время и после поездки?
Сбой на месте: не тот отель или случайная травма
Нередко украинцы встречаются с трудностями уже по прилету в другую страну. По словам юристов, самыми распространенными являются ситуации, когда возникают проблемы с заселением. Бывают случаи, когда туристы уже приехали, а в отеле устроили глобальный ремонт.
«Никого не оставляют на улице – людей должны заселить в гостиницу, которая будет или такой же, или классом выше», – говорит представительница одной из туркомпаний Марина.
В свою очередь юристы предупреждают: если человека поселили в гостиницу классом ниже и отказывают по каким-то причинам переселять, можно прямо на месте требовать компенсацию.
Бывает такое, что турист травмировался на курорте. Обычно лечение покрывается за счет страховки, но если она не покрывает нужного объема медпомощи, а в травме виноват третий человек, то разницу оплатит последний. С другой стороны, если сам путешественник пренебрег правилами безопасности или не прислушался к советам туроператора, он сам будет платить за лечение. Можно, конечно, попытаться потребовать эти деньги через суд, но гарантий тут не даст никто.
После поездки: нужны улики
Случается и так, что путешественнику приходится решать какие-то вопросы уже после возвращения из турпоездки. Эксперты приводят пример, когда человеку обещали четыре экскурсии, но провели всего одну. По их словам, в таких случаях нужно требовать компенсацию.
«Если человек заказал определенный объем услуг, а его не предоставили, то он имеет полное право на возмещение. Если туроператор отказывается — нужно обращаться в суд. Также компенсация положена, если по договору с туроператором вас могли поселить только в определенную гостиницу, но поселили в другую. Но любые действия должны быть задокументированы и подтверждены на месте: поселили не в ту гостиницу — возьмите у ее менеджера письменное подтверждение этого, предоставили авиабилет не на тот класс – зафиксируйте у авиакомпании и обращайтесь к туроператору», – говорит глава Ассоциации туроператоров Украины Игорь Голубаха.
Его слова подтверждают и юристы: о любых изменениях туристу должны сообщить не позднее, чем за три дня до вылета. Если условия явно отличаются, то помогут также подтверждения других пострадавших, фото- и видеодоказательства.
Сначала хорошо подумайте: слово МИДу
Если накануне поездки в какую-то страну там случилось чрезвычайное происшествие или стихийное бедствие, нужно следить за заявлениями украинского МИДа, отмечает глава Центра туристической информации Владимир Царук.
«Если там действительно опасно и МИД не рекомендует посещать страну, можно обратиться к туроператору с требованием вернуть деньги за путевку, – объясняет эксперт. – Но если министерство никаких критических рекомендаций не дает, деньги человеку никто не вернет. В лучшем случае можно надеяться на какой-нибудь компромисс. Например, договориться ехать не в Турцию, а в Таиланд. Понятное дело, нужно будет что-то доплатить – если человек за несколько дней снимает свою путевку, то туроператору придется платить штраф (за проживание и иногда даже за перелет). Но самое главное здесь – как событие квалифицируется МИДом».
Царук приводит в пример ситуацию в Египте, где вооруженный ножом мужчина напал на туристов. По словам эксперта, отечественный МИД порекомендовал держаться подальше от некоторых районов страны, но украинцы восприняли информацию так, будто не рекомендуется посещать страну вообще.
В свою очередь юрист Роман Дрожанский напоминает, что при покупке путевки в агентстве человек заключает договор, где должны быть прописаны условия отказа от путевки со стороны покупателя и условия возврата ему денег.
«Это достаточно типовой документ, и вообще желательно, чтобы в турагентстве сами рассказывали человеку об этих деталях. Точно так же и форс-мажорные обстоятельства описаны именно в этом документе», — говорит юрист.
При этом Дрожанский добавляет, что четкого юридического урегулирования в этом вопросе нет и в законодательстве нет полной гарантии возврата денег турфирмой.
По материалам «Сегодня«
Читайте также:
Автомобилем по Европе: что нужно украинцу, кроме биометрического паспорта
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…