• Как заставить туроператора вернуть деньги за путевку или поменять билеты при форсмажоре.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Вокруг Cвета
    Вторник, 25 июля 2017

    Как заставить туроператора вернуть деньги за путевку или поменять билеты при форсмажоре

    И в каких случаях можно и даже нужно требовать компенсацию за свои неприятности.

    После недавнего землетрясения в Турции и Греции многие украинские туристы ринулись менять свои путевки или переносить даты выезда. Люди столкнулись с тем, что операторы под любым предлогом не хотят возвращать деньги и с трудом идут на контакт, чтобы поменять билеты. Как защитить свои права в форс-мажорных ситуациях и вернуть средства до, во время и после поездки?

    Сбой на месте: не тот отель или случайная травма

    Нередко украинцы встречаются с трудностями уже по прилету в другую страну. По словам юристов, самыми распространенными являются ситуации, когда возникают проблемы с заселением. Бывают случаи, когда туристы уже приехали, а в отеле устроили глобальный ремонт.

    «Никого не оставляют на улице – людей должны заселить в гостиницу, которая будет или такой же, или классом выше», – говорит представительница одной из туркомпаний Марина.

    В свою очередь юристы предупреждают: если человека поселили в гостиницу классом ниже и отказывают по каким-то причинам переселять, можно прямо на месте требовать компенсацию.

    Бывает такое, что турист травмировался на курорте. Обычно лечение покрывается за счет страховки, но если она не покрывает нужного объема медпомощи, а в травме виноват третий человек, то разницу оплатит последний. С другой стороны, если сам путешественник пренебрег правилами безопасности или не прислушался к советам туроператора, он сам будет платить за лечение. Можно, конечно, попытаться потребовать эти деньги через суд, но гарантий тут не даст никто.

    После поездки: нужны улики

    Случается и так, что путешественнику приходится решать какие-то вопросы уже после возвращения из турпоездки. Эксперты приводят пример, когда человеку обещали четыре экскурсии, но провели всего одну. По их словам, в таких случаях нужно требовать компенсацию.

    «Если человек заказал определенный объем услуг, а его не предоставили, то он имеет полное право на возмещение. Если туроператор отказывается — нужно обращаться в суд. Также компенсация положена, если по договору с туроператором вас могли поселить только в определенную гостиницу, но поселили в другую. Но любые действия должны быть задокументированы и подтверждены на месте: поселили не в ту гостиницу — возьмите у ее менеджера письменное подтверждение этого, предоставили авиабилет не на тот класс – зафиксируйте у авиакомпании и обращайтесь к туроператору», – говорит глава Ассоциации туроператоров Украины Игорь Голубаха.

    Его слова подтверждают и юристы: о любых изменениях туристу должны сообщить не позднее, чем за три дня до вылета. Если условия явно отличаются, то помогут также подтверждения других пострадавших, фото- и видеодоказательства.

    Сначала хорошо подумайте: слово МИДу 

    Если накануне поездки в какую-то страну там случилось чрезвычайное происшествие или стихийное бедствие, нужно следить за заявлениями украинского МИДа, отмечает глава Центра туристической информации Владимир Царук.

    «Если там действительно опасно и МИД не рекомендует посещать страну, можно обратиться к туроператору с требованием вернуть деньги за путевку, – объясняет эксперт. – Но если министерство никаких критических рекомендаций не дает, деньги человеку никто не вернет. В лучшем случае можно надеяться на какой-нибудь компромисс. Например, договориться ехать не в Турцию, а в Таиланд. Понятное дело, нужно будет что-то доплатить – если человек за несколько дней снимает свою путевку, то туроператору придется платить штраф (за проживание и иногда даже за перелет). Но самое главное здесь – как событие квалифицируется МИДом».

    Царук приводит в пример ситуацию в Египте, где вооруженный ножом мужчина напал на туристов. По словам эксперта, отечественный МИД порекомендовал держаться подальше от некоторых районов страны, но украинцы восприняли информацию так, будто не рекомендуется посещать страну вообще.

    В свою очередь юрист Роман Дрожанский напоминает, что при покупке путевки в агентстве человек заключает договор, где должны быть прописаны условия отказа от путевки со стороны покупателя и условия возврата ему денег.

    «Это достаточно типовой документ, и вообще желательно, чтобы в турагентстве сами рассказывали человеку об этих деталях. Точно так же и форс-мажорные обстоятельства описаны именно в этом документе», — говорит юрист.

    При этом Дрожанский добавляет, что четкого юридического урегулирования в этом вопросе нет и в законодательстве нет полной гарантии возврата денег турфирмой.

    По материалам «Сегодня«

    Читайте также: 

    Автомобилем по Европе: что нужно украинцу, кроме биометрического паспорта

    15 вопросов путешественнику: Катерина Долгая (видео)