По всей Швеции, от Стокгольма до Мальмё, сотрудникам компаний предписывается регулярно отрываться от работы для участия в кофе-брейках, которые здесь больше напоминают мини-корпоративы, поскольку затеваются не только для того, чтобы члены коллектива перекусили, но и ради совместного отдыха и общения.
Для шведов фика – такая же естественная часть офисной повседневности, как и переписка по электронной почте или наладка принтера.
«[Фика] глубоко укоренена в нашей культуре, – говорит Маттс Йоханссон, учредитель Da Matteo, сети кофеен в городе Гётеборге. – Большинство шведов устраивает себе кофейные посиделки по несколько раз на дню, причем не только в течение рабочей недели, но и по выходным. Пьют кофе с домашней выпечкой и общаются. Это что-то вроде [коллективного] посещения паба, принятого в других странах».
В Швеции во многих компаниях регулярные перерывы на фику обязательны для всех сотрудников, и кофе раздается за счет фирмы. Но вот вопрос: выигрывают ли культивирующие эту традицию работодатели в плане производительности труда?
«Индекса кофеина» (назовем это так) пока не существует, по крайней мере официально утвержденного. Но Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) систематически публикует данные по производительности труда в мире. И по результатам проведенного ею в 2014 году анализа производительности в расчете на одного сотрудника в 38 странах Швеция заняла почетное 11-е место. Норвегия – еще один скандинавский кофехлеб – вышла на второе место, уступив лишь Люксембургу. Одержимые работой американцы оказались только четвертыми. А вот подолгу обедающие французы достигли в этом рейтинге седьмой позиции, оставив далеко позади себя Японию (20-е место) и Корею (30-е место), хотя обе эти страны славятся большей продолжительностью рабочей недели.
Фика шагает по миру
Традиция кофейных бесед – на работе и после – необычайно важна для шведов. Вот почему шведский мегабренд «Икеа» на своем сайте опубликовал пассаж следующего содержания: «Фика – это не обычный кофе-брейк; это время для отдыха и общения с коллегами. Самые удачные идеи и решения возникают именно во время фики».
В последнее время традиция кофе-брейков по-шведски стала активно распространяться далеко за пределами Скандинавии. Ныне многие представители корпоративного мира Нью-Йорка, Лондона и Сиднея предпочитают хлебнуть бодрящего напитка не как-нибудь на бегу, между делом, а «с чувством и толком» выпить чашечку-другую. Вместо подзарядки очередной порцией кофеина наспех они уже специально выкраивают в своем графике как минимум четверть часа на осмысленное кофепитие.
Шведский предприниматель Ларс Окерлунд построил на старой доброй традиции целую бизнес-империю. Он перебрался в Нью-Йорк в 2001 году и спустя пять лет открыл на Манхэттене, рядом с Центральным парком свое первое кафе под брендом FIKA. Теперь у него уже 17 работающих кофеен и еще две на подходе.
«Фика предполагает, что, даже если у вас 10 минут свободного времени, вы можете спокойно насладиться кофе с булочкой, сидя за столом, – рассказывает Окерлунд. – В Нью-Йорке все привыкли питаться на бегу. Но я решил, что, предложив людям что-нибудь по-настоящему вкусное, я мог бы отчасти поменять и их образ жизни, сделать его менее напряженным».
Фика проникает также и в Австралию. Уютный маленький уголок Швеции можно найти в двух шагах от сиднейского пляжа Мэнли. В 2013 году здесь открылось заведение под названием Fika Swedish Kitchen.
«Сначала мы обслуживали в основном шведских экспатов, – вспоминает его соучредитель Диана Чирилас. – Иногда и австралийцы заглядывали полюбопытствовать, с вопросом: «Шведское – это вообще о чем?» Некоторые посетители, принимая нас за швейцарцев, заходили за шоколадом…»
Меняя вкусы и представления
Однако отношение постепенно меняется, отмечает Диана. «Всё скандинавское нынче в моде: кинофильмы и телесериалы, дизайнерские магазины… И люди стали проявлять больше интереса».
Шведское кафе Bygga Bo в пригороде Лондона, Волтхэмстоу, выстроило вокруг фики новую культуру досуга. «Bygga Bo по-шведски значит «строить гнездо», а у меня фика ассоциируется с домашним уютом и релаксом», – говорит Малин Хэмилтон, открывшая заведение вместе со своим мужем Джеймсом, в 2013 году.
«Мы начали этот бизнес с того, что в своем собственном доме устроили что-то вроде забегаловки с кофе и пирогами. Это имело успех, и тогда мы решили сделать это своим основным занятием. Сейчас у нас имеется магазин шведских товаров, где мы продаем всего понемножку, включая керамику, свечи, одежду… Чтобы у людей была возможность, когда им захочется, почувствовать себя частью культуры «фика»».
Фика: как было раньше?
По традиции фика должна включать в себя семь пирогов домашнего приготовления. Но не чересчур ли это в условиях современного корпоративного существования, при котором приходится питаться на ходу и наспех?
«В старину надлежало отведать кусочек от семи разных пирогов, и среди тех, кто их испек, возникало своеобразное соревнование, в результате которого определялся лучший [кондитер], – объясняет Йоханссон. – Теперь масштаб уже не тот, но некоторые приверженцы традиции продолжают ей следовать. Все зависит от того, насколько вы амбициозны».
По материалам BBC Russian.
Читайте также:
Как казак научил Европу пить кофе
Что пьют в разных странах мира
«Я ехал в Швецию на несколько месяцев, но чувствовал, что уже никогда не вернусь»
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…
Туризм ради игры становится всё более популярным среди путешественников по всему миру. Казино уже давно…
Рассказываем о бонусах Vbet. Мы расскажем о разных видах поощрений - как стандартных для всех…