Сикхизм возник на стыке ислама и индуизма. Но он не только вобрал в себя отдельные принципы обеих религиозных систем, но и предложил совершенно новые концепции. Следует сказать, что во время зарождения сикхизма (рубеж XV–XVI веков), идеи сближения ислама и индуизма, а также создания на их основе нового учения пользовались популярностью – даже несмотря на противоположные взгляды мусульман и индусов на многие вопросы. Еще за несколько веков до возникновения сикхизма ислам стал проникать в Индию через Пенджаб, и со временем власть в регионе перешла к мусульманам. В то же время большую часть населения составляли индуисты.
Основатель сикхизма гуру Нанак родился в богатой индуистской семье, но с детства контактировал с мусульманами. В 30 лет он исчез на берегу реки, вследствие чего его посчитали утонувшим. Однако через три дня он ко всеобщему удивлению объявился. И первыми его словами были: «Там нет индуса или мусульманина, там есть только человек. Так по чьему пути я пойду? Я пойду по пути Бога».
По словам Нанака, он все это время находился у Бога и получил от него указания стать учителем, то есть гуру. Следует заметить, что подобные идеи излагались не только гуру Нанаком, но и другими его современниками, в частности одним из самых выдающихся индийских поэтов Кабиром. Основатель сикхизма, руководствуясь своей первой концепцией, совершил паломничества по святым местам индуизма, ислама и буддизма, включая Тибет и Мекку.
Несмотря на то, что в дальнейшем в войнах между сикхами и мусульманами было пролито немало крови, гуру Нанак и отдельные его преемники (на заре сикхизма была линия из 10 последовательно руководивших сикхской общиной гуру), почитаются мусульманами и по сей день.
Сикхи верят в единого Бога, которого рассматривают одновременно и как безличный Абсолют (что роднит сикхизм с соответствующими концепциями, которым следуют многие традиции индуизма), и как личного Бога (тут уже заметно исламское понимание Бога), имя которого, однако, никто не знает. Сикхи поклоняются Богу посредством медитации, а в сикхских храмах (они называются гурудварами) звучит ненавязчивая музыка, исполняемая чаще всего фисгармонией и сопровождаемая пением двух-трех служителей.
Сикхи считают всех людей равными, поэтому вход в сикхский храм открыт для любого человека, вне зависимости от его вероисповедания. Интересно, что в Индии и Непале до сих пор есть индуистские храмы, вход в которые разрешен только индуистам, а в Мекке имеют право находиться исключительно мусульмане.
В открытом сикхском храме можно совершенно бесплатно переночевать (впрочем, такое гостеприимство характерно и для других религий, представленных в Индии). Крупнейшие сикхские гурудвары также славятся своими бесплатными столовыми, в которых готовы накормить любого желающего.
Еда исключительно вегетарианская, хотя не все сикхи вегетарианцы. Также сикхи отрицательно относятся к употреблению алкоголя и других одурманивающих веществ. Волонтерство в столовых считается весьма почетным среди сикхов.
Революционными шагами стали признание равенства женщин и мужчин и отказ от кастового неравенства. В то же время институт каст настолько силен в индийском обществе, что кастовое деление присутствует среди сикхов, хоть и не носит дискриминационный характер, как в индуизме. К тому же религия предписывает сикхам помогать самым бедным и незащищенным членам общины. В том числе и по этой же причине вы не встретите сикхов-попрошаек.
Сикхского мужчину узнать легко: кроме упомянутых усов, бороды (сикхизм рекомендует не стричься и не бриться) и тюрбана, в который аккуратно заворачиваются волосы, на сикхе можно увидеть стальной браслет (кара), а иногда и церемониальный кинжал (кирпан), который сикхи часто прячут под одежду. Несмотря на стойкую воинственную репутацию, сикхи очень дружелюбны и общительны.
Последний, десятый сикхский гуру Гобинд Сингх считается автором довольно строгой концепции справедливой войны – единственной возможной для сикхов. Сам Гобинд Сингх выразил ее словами: «Когда все иные средства оказались безуспешными, есть право вынуть меч». При этом война должна вестись без ненависти, грабежа и страха и исключительно за правое дело.
Вообще, сикхи составляют примерно четверть офицерского состава индийской армии, при этом во всей Индии их не более 2% населения. Их также можно встретить в вооруженных силах Великобритании, причем сикхам во время службы разрешается носить все атрибуты их религии, включая длинные волосы, тюрбан, кирпан и кару. Дисциплинированность, трудолюбие и верность данному обещанию (с этими тремя вещами у индийцев нередко бывают сложности) сикхов породили поговорку: если нужна помощь – обратись к сикху.
Если с сикхами-мужчинами все просто, то узнать женщин-сикхов гораздо сложнее. Чаще всего они одеваются в традиционную индийскую одежду, хотя в последнее время девушек можно встретить и в европейской одежде. Нередко сикхские женщины обладают более плотной комплекцией и относительно светлой кожей – все-таки большая часть сикхов являются пенджабцами, которые отличаются более крупными габаритами по сравнению со своими соотечественниками из других регионов, особенно южных. Узнать почти безошибочно можно и по фамилии: сикхини обычно носят фамилию Kaur, в то время как большинство сикхов имеют фамилию Singh (Лев).
Сикхские храмы можно встретить по всей Индии, однако самые крупные и интересные расположены на северо-западе страны, прежде всего в Дели и штатах Пенджаб и Хариана. Хармандир Сахиб (Золотой Храм), построенный на рубеже XVI–XVII веков в Амритсаре, является самым святым местом для сикхов.
Храм называется Золотым неспроста: при его строительстве и последующих реставрациях была использована не одна сотня килограммов золота. Со всех сторон храм окружен бассейном, в котором сикхи совершают омовения. Святыня храма – Гуру Грантх Сахиб – священная книга сикхов, иногда называемая одиннадцатым гуру. Уже упомянутый последний гуру Гобинд Сингх прекратил линию преемственности гуру, оставив своеобразную квинтэссенцию как своих учений и гимнов, так и девятерых предшественников. Гуру Грантх Сахиб составлен на старопенджабском и полностью не переведен даже на английский. Сами сикхи весьма критически относятся к переводам, считая, что они искажают суть. Да и воспринимают они свою священную книгу как живого гуру, хоть и далеко не всегда полностью понимают язык, на котором она была написана.
Добраться до Амритсара легко: если вечером сесть на автобус в Дели – ранним утром прибудете к месту назначения. При посещении Золотого храма, как, впрочем, и любой другой гурудвары, полагается снять обувь и покрыть голову косынкой, которые выдаются бесплатно. При входе также следует омыть ноги. Золотой Храм имеет смысл посетить как днем, так и в темное время суток. А между посещениями съездите в Wagahborder (Вагах – единственный населённый пункт, через который можно пересечь границу между Индией и Пакистаном. – Прим. ред.) – чтобы посмотреть незабываемое шоу закрытия границы между двумя заклятыми соседями. Но это уже совсем другая история.
Евгений Подлесный с 2011 года работает и путешествует по Азии.
Особо трепетно относится к Индии.
Читайте также Блоги Евгения:
Эстетическая хирургия – одно из наиболее развивающихся направлений современной медицины. Актуальные методики и технологии дают…
Украина уверенно движется к развитию легального игорного бизнеса, привлекая внимание как местных предпринимателей, так и…
Туристическое страхование часто воспринимается как дополнительная трата средств, которой можно избежать. Однако, это ошибочное представление,…
Открытие учетной записи на игровой площадке обычно вознаграждается подарком. Иногда клиенту для этого достаточно завести…
В мире виноделия существует напиток, который завоевал сердца многих гурманов своим уникальным вкусом и ароматом.…
Рынок азартных развлечений в Украине активно развивается, что заметно по регулярному пополнению списка легальных онлайн-казино.…