Понедельник, 3 октября 2016
Сикхизм возник на стыке ислама и индуизма. Но он не только вобрал в себя отдельные принципы обеих религиозных систем, но и предложил совершенно новые концепции. Следует сказать, что во время зарождения сикхизма (рубеж XV–XVI веков), идеи сближения ислама и индуизма, а также создания на их основе нового учения пользовались популярностью – даже несмотря на противоположные взгляды мусульман и индусов на многие вопросы. Еще за несколько веков до возникновения сикхизма ислам стал проникать в Индию через Пенджаб, и со временем власть в регионе перешла к мусульманам. В то же время большую часть населения составляли индуисты.
Основатель сикхизма гуру Нанак родился в богатой индуистской семье, но с детства контактировал с мусульманами. В 30 лет он исчез на берегу реки, вследствие чего его посчитали утонувшим. Однако через три дня он ко всеобщему удивлению объявился. И первыми его словами были: «Там нет индуса или мусульманина, там есть только человек. Так по чьему пути я пойду? Я пойду по пути Бога».
По словам Нанака, он все это время находился у Бога и получил от него указания стать учителем, то есть гуру. Следует заметить, что подобные идеи излагались не только гуру Нанаком, но и другими его современниками, в частности одним из самых выдающихся индийских поэтов Кабиром. Основатель сикхизма, руководствуясь своей первой концепцией, совершил паломничества по святым местам индуизма, ислама и буддизма, включая Тибет и Мекку.
Несмотря на то, что в дальнейшем в войнах между сикхами и мусульманами было пролито немало крови, гуру Нанак и отдельные его преемники (на заре сикхизма была линия из 10 последовательно руководивших сикхской общиной гуру), почитаются мусульманами и по сей день.
Сикхи верят в единого Бога, которого рассматривают одновременно и как безличный Абсолют (что роднит сикхизм с соответствующими концепциями, которым следуют многие традиции индуизма), и как личного Бога (тут уже заметно исламское понимание Бога), имя которого, однако, никто не знает. Сикхи поклоняются Богу посредством медитации, а в сикхских храмах (они называются гурудварами) звучит ненавязчивая музыка, исполняемая чаще всего фисгармонией и сопровождаемая пением двух-трех служителей.
Сикхи считают всех людей равными, поэтому вход в сикхский храм открыт для любого человека, вне зависимости от его вероисповедания. Интересно, что в Индии и Непале до сих пор есть индуистские храмы, вход в которые разрешен только индуистам, а в Мекке имеют право находиться исключительно мусульмане.
В открытом сикхском храме можно совершенно бесплатно переночевать (впрочем, такое гостеприимство характерно и для других религий, представленных в Индии). Крупнейшие сикхские гурудвары также славятся своими бесплатными столовыми, в которых готовы накормить любого желающего.
Еда исключительно вегетарианская, хотя не все сикхи вегетарианцы. Также сикхи отрицательно относятся к употреблению алкоголя и других одурманивающих веществ. Волонтерство в столовых считается весьма почетным среди сикхов.
Революционными шагами стали признание равенства женщин и мужчин и отказ от кастового неравенства. В то же время институт каст настолько силен в индийском обществе, что кастовое деление присутствует среди сикхов, хоть и не носит дискриминационный характер, как в индуизме. К тому же религия предписывает сикхам помогать самым бедным и незащищенным членам общины. В том числе и по этой же причине вы не встретите сикхов-попрошаек.
Сикхского мужчину узнать легко: кроме упомянутых усов, бороды (сикхизм рекомендует не стричься и не бриться) и тюрбана, в который аккуратно заворачиваются волосы, на сикхе можно увидеть стальной браслет (кара), а иногда и церемониальный кинжал (кирпан), который сикхи часто прячут под одежду. Несмотря на стойкую воинственную репутацию, сикхи очень дружелюбны и общительны.
Последний, десятый сикхский гуру Гобинд Сингх считается автором довольно строгой концепции справедливой войны – единственной возможной для сикхов. Сам Гобинд Сингх выразил ее словами: «Когда все иные средства оказались безуспешными, есть право вынуть меч». При этом война должна вестись без ненависти, грабежа и страха и исключительно за правое дело.
Вообще, сикхи составляют примерно четверть офицерского состава индийской армии, при этом во всей Индии их не более 2% населения. Их также можно встретить в вооруженных силах Великобритании, причем сикхам во время службы разрешается носить все атрибуты их религии, включая длинные волосы, тюрбан, кирпан и кару. Дисциплинированность, трудолюбие и верность данному обещанию (с этими тремя вещами у индийцев нередко бывают сложности) сикхов породили поговорку: если нужна помощь – обратись к сикху.
Если с сикхами-мужчинами все просто, то узнать женщин-сикхов гораздо сложнее. Чаще всего они одеваются в традиционную индийскую одежду, хотя в последнее время девушек можно встретить и в европейской одежде. Нередко сикхские женщины обладают более плотной комплекцией и относительно светлой кожей – все-таки большая часть сикхов являются пенджабцами, которые отличаются более крупными габаритами по сравнению со своими соотечественниками из других регионов, особенно южных. Узнать почти безошибочно можно и по фамилии: сикхини обычно носят фамилию Kaur, в то время как большинство сикхов имеют фамилию Singh (Лев).
Сикхские храмы можно встретить по всей Индии, однако самые крупные и интересные расположены на северо-западе страны, прежде всего в Дели и штатах Пенджаб и Хариана. Хармандир Сахиб (Золотой Храм), построенный на рубеже XVI–XVII веков в Амритсаре, является самым святым местом для сикхов.
Храм называется Золотым неспроста: при его строительстве и последующих реставрациях была использована не одна сотня килограммов золота. Со всех сторон храм окружен бассейном, в котором сикхи совершают омовения. Святыня храма – Гуру Грантх Сахиб – священная книга сикхов, иногда называемая одиннадцатым гуру. Уже упомянутый последний гуру Гобинд Сингх прекратил линию преемственности гуру, оставив своеобразную квинтэссенцию как своих учений и гимнов, так и девятерых предшественников. Гуру Грантх Сахиб составлен на старопенджабском и полностью не переведен даже на английский. Сами сикхи весьма критически относятся к переводам, считая, что они искажают суть. Да и воспринимают они свою священную книгу как живого гуру, хоть и далеко не всегда полностью понимают язык, на котором она была написана.
Добраться до Амритсара легко: если вечером сесть на автобус в Дели – ранним утром прибудете к месту назначения. При посещении Золотого храма, как, впрочем, и любой другой гурудвары, полагается снять обувь и покрыть голову косынкой, которые выдаются бесплатно. При входе также следует омыть ноги. Золотой Храм имеет смысл посетить как днем, так и в темное время суток. А между посещениями съездите в Wagahborder (Вагах – единственный населённый пункт, через который можно пересечь границу между Индией и Пакистаном. – Прим. ред.) – чтобы посмотреть незабываемое шоу закрытия границы между двумя заклятыми соседями. Но это уже совсем другая история.
Евгений Подлесный с 2011 года работает и путешествует по Азии.
Особо трепетно относится к Индии.
Читайте также Блоги Евгения: