Четверг, 15 сентября 2016
Институт семьи и брака в Индии почти не меняется со временем, а, условно говоря, общеиндийские черты характерны для браков вне зависимости от религиозной принадлежности молодоженов. При этом нужно заметить, что межрелигиозные браки в Индии хоть и заключаются, но обществом не особо приветствуются.
Если брать внутрииндийские союзы, то лично мне знакомы случаи, когда муж – индус, а жена – католичка (дочь – индуистка), и когда муж – мусульманин, а жена в одном случае индуска, а в другом – католичка (как известно, согласно догматам ислама, мусульманка не имеет права выходить замуж за немусульманина). Также очень часто общественно порицаются межкастовые браки (в Индии касты существуют не только в индуизме, но и в исламе и католицизме, хоть и не в таких жестких формах).
Еще одной характерной чертой индийских браков является заключение arranged marriages, то есть браков по договоренности между родителями. При этом вариации на тему могут быть разными: от прямого принуждения до простого одобрения родителями выбора своих детей. Такие браки наиболее характерны для глубинки, а их жертвами чаще всего являются девочки в детском возрасте.
Родители могут быть движимы корыстными целями, например, породниться с определенной семьей для слияния бизнесов. Причем сопротивление такой договоренности может иметь плачевные последствия для девушки, вплоть до битья и отказа от нее родителей. Сама же женитьба может свалиться как снежный ком на голову: девушка учится в колледже, до окончания учебы остается семестр-полтора, но вот приезжают родители и увозят ее под венец.
Хотя не буду сгущать краски. Система arranged marriages в Индии имеет также немало плюсов, да и молодыми индийцами в большинстве случаев воспринимается позитивно. Доводы в пользу прямого участия родителей в выборе спутника жизни сводятся к тому, что мама и папа их любят и желают самого лучшего. Следовательно, нет причин не доверять их опыту и лучшим побуждениям. Бывает, что дети просят своих отцов и матерей подыскать им жениха или невесту.
После нахождения подходящих кандидатов устраиваются смотрины, когда молодые люди общаются друг с другом и принимают решение. Таким смотринам предшествует общение родителей между собой, причем не последнее место в таких разговорах отводится материальным вопросам. В целом брак по-индийски – это куда больше, чем союз двух людей. По сути женятся семьи, включая многочисленных дядь/теть, братьев/сестер.
Что касается материальной составляющей браков, то в индийской культуре сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на едва ли не самую большую в мире диспропорцию между мужчинами и женщинами (по некоторым данным в Индии на 1000 женщин приходится 1050 мужчин), именно семья невесты более заинтересована в браке. Это, в частности, проявляется в традиции даури – так в Индии называется приданое, на которое нередко работает все семейство девочки, а деньги начинают откладываться еще с ее младенчества. Эта традиция настолько неоднозначна, что индийский уголовный кодекс считает требование даури семьей жениха преступлением.
Приданое тесно связано еще с одной свадебной традицией: выйдя замуж, девушка по умолчанию переходит жить к мужу и становится частью его семьи. Не с пустыми же руками переселяться!
Заключению индуистского брака предшествует поход к брамину-астрологу, который определяет подходящую дату для бракосочетания. После следуют приготовления и приглашения гостей. Индийцы традиционно вкладывают в свадьбы много средств и стараются пригласить как можно больше гостей. Интересно, что иностранцу совсем необязательно хорошо знать жениха или невесту, а попасть на индийскую свадьбу довольно легко. Случайно проходя мимо свадебной церемонии, несложно оказаться вовлеченным в нее.
Следует отметить, что индийские браки – одни из самых крепких в мире. Причем их крепость обеспечивается не только патриархальными устоями, социальным неприятием разводов и их крайней невыгодностью для женщин, но и, на мой взгляд, прагматизмом и расчетливостью на предсвадебном этапе. Самые важные вопросы семейной жизни, такие как ее финансирование, быт и взаимопонимание, не замутняются быстро проходящим романтизмом.
Евгений Подлесный с 2011 года работает и путешествует по Азии.
Особо трепетно относится к Индии.
Читайте также:
Блоги Евгения Подлесного «Индийские поезда как они есть» и «Католическое наследие Гоа»